О
принятии жидов в Церковь Христову.
О жидех:
Правило 8 Седьмого Вселенского Никейского
Собора:
Поелику некоторые из
еврейского вероисповедания, блуждая, возомнили ругатися
Христу Богу нашему, притворно делаяся христианами, втайне
же отвергаяся Его, и скрытно субботствуя, и прочее иудейское
исполняя: то определяем, сих ни во общение, ни к молитве,
ни в Церковь не приимати: но явно быти им, по их вероисповеданию,
евреями: и детей их не крестити, и раба им не покупати,
или не приобретати. Аще же кто из них с искреннею верою
обратится, и исповедует оную от всего сердца, торжественно
отвергая еврейские их обычаи и дела, дабы через то и
других обличити и исправити: сего принимати и крещати
детей его, и утверждати их во отвержении еврейских умышлений.
Аще же не таковы будут: отнюдь не приимати их.
Еврей, рекше жидов, не подобает приимати ни на
общение, ни на молитву, ни в Церковь, аще не явятся
истинно от всего сердца обращающиеся к правоверней вере
нашей. Се разумно правило.
Толкование
8-го правила 7-го Вселенского Собора Славянской Кормчей:
"В первый убо день сотворяем я
Христианы. Во вторый же творим я оглашены, да поучаются
вере. В третий же день заклинание творим, и дуновение
трищи на лице и уши. И тако поучаем их, и повелеваем
время довольно сотворити им в церкви, и послушати Божественных
писаний, и тогда я крещаем. Но прежде сего всего да
проклянут свою ересь с писанием и иныя вся".
Чин отречения от
жидовства.
1. Я (имярек) ныне прихожу от жидовства к Христианской
вере не по принуждению, не из-за бедствия или из страха,
или из-за оскорбления, или нищеты, или долга, или обвинения,
против меня выдвигаемого, или ради мирских почестей,
или ради какого-либо благодеяния, или ради богатства,
или имущества, кем-либо обещанного, или вообще ради
какой-либо выгоды, или ради покровительства от людей,
или из зависти, или из-за ссоры, бывшей с кем-либо из
моих единоверцев, или из желания бороться затем с христианами,
будучи ревнителем закона или будучи ими обижен.
Но, от всей души и сердца любя Христа и Его веру, отрекаюсь
от всех жидовских обрядов, и от обрезания, и от всех
законов, и от опресноков, и от пасхи, и от жертвоприношения
агнца, и от праздника недель, и от юбилеев, и от праздника
труб, и от умилостивительной жертвы, и от праздника
кущей, и от всех прочих жидовских праздников, и жертвоприношений,
и молитв, и кроплений, и очищений, и очистительных обрядов,
и от постов, и от почитания суббот, и от праздника новолуния,
и от пищи, и от питья их и вообще отрекаюсь от всех
иудейских законов, и обычаев, и занятий.
2. И сверх того проклинаю иудейские ереси и еретиков:
• саддукеев, называемых праведниками, которые хулят
Святого Духа, и в воскресение мертвых не верят, и ангелов
отвергают;
• фарисеев отлученных, которые, постясь в понедельник
и четверг и лицемерно выставляя девство, на определенное
время установленное, затем нарушают всякое воздержание,
а также вычисляют судьбу и занимаются астрологией;
• назореев-разрушителей, которые не принимают закона
Моисея о жертвоприношениях и поэтому удаляются от одушевленных
и вообще не совершают жертвоприношений;
• ессеев дерзких, которые, приняв иные писания, помимо
закона, и отвергнув большинство пророков, похваляются
учителем - человеком, именуемым Илксай, то есть сокровенной
силой, и Марфо и Марфану, из рода его происходящих,
почитают за богинь;
• иродиан, которые иноплеменника, царя иудеев Ирода,
съедаемого червями, почитают как помазанника;
• ежедневно омывающихся, которые думают так же, как
фарисеи, и, кроме того, учат, что невозможно человеку
спастись, если он не омывается каждый день;
• книжников, то есть законоучителей, которые не желают
жить по закону, но излишне расширяют его, выдумывают
омовение рукомойников, чаш, блюд и другой посуды, тщательное
мытье рук и сосудов; и вообще многие свои предания прибавляя
к закону, называют их удвоениями, как бы вторым Божиим
законодательством. Первое же ложно относят к Моисею,
второе - к раввину Акибе, третье - к Анану и Иуде, четвертое
же - к сыновьям Насамонея, которые, пребывая в брани,
отвергли почитание субботы.
Итак, проклинаю все эти иудейские ереси, и ересиархов,
и удвоения, и удвоителей.
3. Проклинаю вместе с ними и тех, которые, прославляя
Мардохея, совершают праздник в первую субботу христианского
поста, распинают на дереве Амана, прилагают к нему крестное
знамение и потом сжигают, предавая христиан всевозможным
заклятиям и проклятиям.
4. Проклинаю также и тех, кто в начале сентября на празднике
труб перевязывает трубные роги шелками разных цветов,
затем говорит над ними некие заклинания и использует
их для отгнания, как они думают, лихорадки и других
болезней.
5. Проклинаю и празднующих в июле воспоминание скорбен,
как они называют, то есть воспоминание пленения Иерусалима,
пеплом посыпающих головы, постящихся весь день и всю
ночь, и с великим плачем восклицающих: "Горе!"
6. Проклинаю также всех ожидающих пришествия помазанника,
то есть антихриста, который, как они надеются, приготовит
им великую трапезу и даст им в пищу Зиза, и Махемофа,
и Левиафана. Зиз - это некое пернатое животное, Махемоф
- четвероногое (бегемот), Левиафан же - водное (крокодил);
они настолько велики и тучны плотью, что их хватит в
пищу каждому из бесчисленных тысяч.
7. Также проклинаю и всякий жидовский обычай и занятие,
не заповеданные Моисеем, и всякое их колдовство, и заклинание,
и ворожбу, и прорицания, и обвязания, и хранилища.
8. И еще проклинаю всякого рабби и раввина, научившего
или учащего помимо закона Моисея, и всех их так называемых
архиферекитов, и старейшин рабби, и старейшин раввинов,
и учителей, чьи нечестивые учения они называют отеческими.
9. Проклинаю с древними старейшинами раввинов и новых
иудейских нечестивых учителей, а именно: Лазаря, придумавшего
беззаконный праздник так называемого единоножия, и Илию,
по нечестию не меньшего, Вениамина, и Зеведея, и Авраамия,
и Сумватия, и прочих.
10. И сверх всего этого проклинаю и препроклинаю ожидаемого
иудеями грядущего мессию, мнимого Христа, то есть помазанника,
вернее же сказать, антихриста, и, отрекаясь от него,
сочетаюсь с Истинным и Единым Христом Богом.
11. И верую в Отца и Сына и Святого Духа, в Святую Единосущную
и Нераздельную Троицу. И исповедую вочеловечение и к
людям пришествие Единого от Святой Троицы, Единородного
Сына и Слова Божия, от Отца прежде всех веков рожденного,
через Которого все произошло. Верую в то, что Он есть
Мессия, проповеданный законом и Пророками, и исповедую,
что Он уже пришел на землю ради спасения рода человеческого,
что Он воистину стал Человеком, не отступив от Своего
Божества, что Он воистину Бог и воистину Человек неслиянно,
непреложно и неизменно, в одной испостаси и в двух естествах,
что Он добровольно все претерпел и был распят плотью,
Божество же пребыло бесстрастным, и был погребен, и
в третий день воскрес, и вознесся на небеса, и придет
в славе судить живых и мертвых.
12. И верую и исповедую, что родившая Его плотью Святая
Дева Мария, пребывшая и после Рождества Девой, справедливо
и воистину есть Богородица, и Ей, поистине Матери Бога
Вочеловечившегося и потому ставшей по благодати Госпожой
и Владычицей всей твари, поклоняюсь и воздаю честь.
13. Я убежден, исповедую и верую, что таинственно освящаемые
христианами хлеб и вино, которые они принимают в Божественных
службах, прилагаемые Его Божественной силой мысленно
и невидимо, недоступно никакому естественному пониманию,
как знает Он Один, что эти хлеб и вино являются поистине
Плотью и Кровью Господа Иисуса Христа. И также я обещаю
причащаться их, как воистину сущих Тела и Крови Его,
во освящение души и тела, и в жизнь вечную, и в наследование
Царствия Небесного, если они приемлются причащающимися
в совершенной вере.
14. И чистой и искренней душой и сердцем и с истинной
верой стремлюсь принять Святое Христово крещение, будучи
убежден, что оно воистину духовное очищение и возрождение
души и тела.
15. И Честной Крест Истинного Христа и Бога нашего исповедую
уже не как орудие гибели и проклятия, но как орудие
свободы и жизни вечной и знамение победы над смертью
и над дьяволом.
Еще же честные иконы, явления к людям во плоти Бога
Слова и неизреченно Его Родившей Чистой Девы и Божией
Матери, и богообразных ангелов, и всех Святых, как образы
первообразных, и принимаю, и почитаю, и целую.
16. И Святых ангелов, и всех Святых, не только праотцев
и Пророков, но и Апостолов, и мучеников, и исповедников,
и учителей, и преподобных - и вообще всех угодивших
уже пришедшему Христу как рабов Его и верных угодников
почитаю и поклоняюсь им ради почитания Христа.
17. Итак, от всей души и сердца и по искреннему желанию
прихожу в Христианскую веру. Если я это сказал лицемерно
или лживо, не от веры вседушевной и не от сердца, любящего
уже пришедшего Христа, но или по принуждению, или из-за
бедствия, или из страха, или из-за оскорбления, или
нищеты, или долга, или обвинения, против меня выдвигаемого,
или ради мирских почестей, или ради какого-либо благодеяния,
или ради богатства или имущества, кем-либо обещанных,
или вообще ради какой-либо выгоды, или ради покровительства
от людей, или из зависти, или из-за ссоры, бывшей с
кем-либо из моих единоверцев, или из желания бороться
затем с христианами, будучи ревнителем закона, или будучи
ими обижен, - и вот если сейчас лишь притворяюсь, что
становлюсь христианином, впоследствии же захочу отречься
и вновь вернуться к иудейской вере, или буду есть с
иудеями, или праздновать с ними, или вместе с ними поститься,
или буду беседовать с ними тайно, клевеща на Христианство,
или в собрания их, или на моления их пойду и возобновлю
и сохраню это все, а не обличу открыто их и их дела
и не отвергну их пустую веру, - пусть сейчас же падут
на меня все проклятия, записанные во Второзаконии Моисея,
и дрожь Каина, и проказа Гиезия, и сверх того да буду
я подвергнут наказанию по гражданским законам неумолимо,
а в будущей жизни да буду отлучен и проклят и душа моя
да вселится с сатаной и бесами. Истинно так.
Аминь и Богу Нашему Слава!
|