Постановления и законопроекты Государственной Думы по выходу из кризиса и подъёму экономики России


Постановление Государственной Думы «Об экстренных мерах по выводу Российской Федерации из кризиса»
*

* Внесено депутатами ГД РФ И.М.Братищевым и В.И. Илюхиным, подготовлено С.Н.Крашенинниковым.

Финансовая катастрофа в России в августе 1998 года – это провал рыночных реформ. Предложенный Правительством Российской Федерации федеральный бюджет на 1999 год не дает основательных надежд на стабилизацию экономической ситуации и выход из кризиса.

В принципе нельзя преодолеть кризис, сохраняя главные дефекты сложившихся рыночных отношений, следуя методам, приведшим Россию к системному кризису. Необходимо, опираясь на отечественный и мировой опыт, мобилизовать все силы народа, имеющиеся неиспользованные резервы природного, производственного и научно-технического потенциала для вывода Российской Федерации из кризиса и подъема ее экономики.

Оперативная разработка и реализация действенной программы вывода Российской Федерации из кризиса могут стать понятным для всего народа экономическим стержнем общественного согласия между политическими партиями, политическими движениями, Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием Российской Федерации и Правительством Российской Федерации. 0 необходимости такого согласия высказался в своем письме от 22 января 1999 года на имя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н.Селезнева Председатель Правительства Российской Федерации Е.М.Примаков.

В связи с вышеизложенным Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Предложить Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации с участием Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания разработать государственную программу вывода из кризиса и подъема экономики Российской Федерации предусматривающую:

новую концепцию экономической политики — планово (двухконтурной) экономики как инструмента выполнения финансирования государственной программы вывода из кризиса и подъема экономики Российской Федерации на основе заложенного в Конституции Российской Федерации равного признания, поддержки государственной, муниципальной и иных форм собственности;

ввод в оборот в планово-управляемом секторе экономики для крупномасштабного неналогового финансирования указанной программы твердого безналичного инвестиционного рубля, обеспеченного продукцией в указанный сектор предприятий, защищенного от теневых отношений, позволяющего устранить задержки платежей и задолженности по заработной плате путем использования современной компьютерной техники и средств связи на основе представления инвестиционного рубля в электронной форме, на пластиковых карточках, чековых и расчетных книжках;

ориентирование цен на продукцию, товарных и финанансовых балансов предприятий планово-управляемого сектора на достижение в 2005-2008 годах реальной заработной платы работников среднего уровня заработной платы в высокоразвитых европейских государствах путём приоритетного развития локомотивных отраслей промышленности, в том числе крупномасштабного выпуска отечественных автомобилей, строительства коттеджей и полнометражных квартир, производства телевизоров, средств связи, компьютеров, бытовой техники и других.

2. Обратиться к Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации, Правительство Российской Федерации с предложением рассмотреть вопрос о создании антикризисного комитета Российской Федерации в составе Президента Председателя Правительства Российской Федерации, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации как координационного органа по выполнению государственной программы вывода из кризиса и подъема экономики Российской Федерации.

3. Поддержать инициативу представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, направленную на создание в субъектах Российской Федерации антикризисных комитетов.

4. Направить настоящее Постановление Президент Российской Федерации, в Совет Федерации, Правительство Российской Федерации, представительные и исполнительной органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня ее принятия.

Председатель Государственной Думы

Федерального Собрания Российской Федерации

Г.Н.Селезнев

Принято 17 февраля 1999 г.


Закон «Об инвестиционном рубле и формировании Бюджета развития Российской Федерации» (Проект)*


* Проект внесли депутаты государственной Думы РФ Братищев И.М., Костин Г. В., Романов В.С., Шевелуха В.С. и др. Обоснования подготовлены С.Н.Крашенинниковым. Приводится с сокращениями.

Статья 1. Принципы и механизмы финансирования.

1. Бюджет развития формируется Правительством РФ в соответствии с Государственными планами и программами подъема экономики страны и регионов (субъектов Федерации), реализующими их производственными, инвестиционными, социальными и другими проектами предприятий, хозяйственных, территориальных, потребительских и других ассоциаций, добровольно, в соответствии с Конституцией и Гражданским Кодексом РФ принимающими участие в Государственных планах и программах подъема экономики.

2. В Бюджете развития консолидируются средства: ввода в оборот твердых инвестиционных рублей, обеспечиваемых продукцией предприятий плановоуправляемого сектора;

· из доходов от государственной монополии на массовый экспорт импорт;

· из доходов от деятельности государственных унитарных и других предприятий, должников и банкротов, переданных в управление уполномоченным организациям, реализующим Государственные планы и программы подъема экономики;

· из доходов от управления государственным имуществом;

· от взятия «на откуп» планово-управляемым сектором задолженностей, налогов и отчислений в бюджеты всех уровней;

· средства населения, привлекаемые для реализации социально ориентированных производственных программ;

· отечественные и иностранные кредиты.


3. Государственные планы и программы, формируемые исходя из максимального использования производственного, природного, научно-технического и трудового потенциала России, наряду с показателями подъема экономики страны и регионов, капитального строительства, реконструкции и технического перевооружения предприятий и производств, материально-технического снабжения, поставок продукции, межотраслевыми, межрегиональными, территориальными и другими натурально-продуктовыми и стоимостными балансами, должны предусматривать финансовые планы, программы и платежные годовые, квартальные, месячные балансы в необходимых разрезах, обеспечивающие:

· гарантированное покрытие заработной платы конечной, пользующейся спросом населения продукцией планово-управляемого сектора;

· поставку продукции для государственных, федеральных и региональных нужд, в том числе армии, обороны, здравоохранения и др. в счет совокупных налогов и других отчислений планово-управляемого сектора в бюджет, а также по государственному заказу и др.;

· продажу части продукции планово-управляемого сектора на внешнем рынке по коммерческим ценам для покрытия поставок от предприятий рыночного сектора, уплаты налогов и др.;

4. Бюджет развития с Государственным планом и программами социально--экономического развития России представляются в Государственную Думу Федерального Собрания РФ Правительством РФ вместе с бюджетом РФ на очередной год для рассмотрения и последующего принятия в установленном Конституцией РФ порядке.

5. Министерство финансов РФ совместно с Государственным банком и Казначейством РФ, Министерством экономики РФ, другими уполномоченными организациями в соответствии с Государственным планом и программами, Бюджетом развития, платежными балансами предприятий.:

-наделяет в первый год реализации Государственных планов и программ предприятия и организации, принимающие участие в их осуществлении, необходимыми первоначальными оборотными и инвестиционными средствами, фондами заработной платы в инвестиционных рублях;

-предусматривает налоговые отчисления и оплачиваемые твердыми инвестиционными рублями расходы бюджетов Федерации и территорий;

-контролирует обращение и погашение твердых инвестиционных рублей, строгое соответствие выделенных на реализацию Государственных планов и программ финансовых средств производству продукции и услуг, конечной продукции;

-определяет плановые курсы и квоты обмена твердых инвестиционных рублей в пределах планируемых объемов продаж продукции планово-управляемого сектора на внутреннем рынке России и для экспорта принимают меры по предотвращению утечки твердых инвестиционных рублей в незаконный, неконтролируемый государством теневой оборот.

В последующие годы реализации Государственных планов и программ предприятия и организации, принимающие участие в их осуществлении, наделяются из Бюджета развития дополнительными финансовыми ресурсами, необходимыми для их развития и функционирования, с учетом собственных средств, заработанных ими в предшествующие периоды.

6. Необходимые регионам, предприятиям и организациям, участвующим в Государственных планах и программах, капиталовложения и оборотные средства, фонды заработной платы 'выделяются под 0,3% годовых со сроками возврата 20 30 лет с учетом эффективности производственных, инвестиционных, социальных проектов и других факторов.

Статья 2. Порядок ввода, материальное обеспечение, сферы и контроль обращения твердого инвестиционного рубля.

1. Твердые инвестиционные рубли выпускает Центральный банк РФ в соответствии с Бюджетом развития России, определенными Государственными планами и программами развития страны и регионов производственно-финансовыми и платежными балансами.

2. Твердый инвестиционный рубль обеспечивается продукцией планово-управляемого сектора экономики, в том числе товарами народного потребления, продуктами сельского хозяйства, автомобилями, современными квартирами и домами, транспортными и другими услугами и т.д., а также продукцией, производимой предприятиями планово-управляемого сектора по государственным заказам для нужд, обороны, здравоохранения и др.

Твердый инвестиционный рубль может обеспечиваться нефтью и нефтепродуктами, газом, черными, цветными и редкоземельными металлами, золотом, лесом, удобрениями и зерном и др. базовыми ценообразующими ресурсами.

Гарантируемые государством плановые обменные курсы твердого инвестиционного рубля определяются Центральным банком РФ исходя из паритетов покупательной способности по отношению к рублю, находящемуся в обращении и к иностранным валютам в странах-эмитентах с учетом масштабов цен, зарплаты, цены золота и других базовых ценообразующих ресурсов и т.д.

3. Инвестиционный рубль имеет ограниченные сферы обращения:

обслуживание внутренних взаиморасчетов в планово-управляемом секторе между участниками Государственных планов и программ;

оплата государственных заказов на продукцию планово-управляемого сектора в пределах планируемых сумм его налогов и других отчислений в бюджеты Российской Федерации и ее субъектов;

оплата предприятиями планово-управляемого сектора поставок продукции внешних, не входящих в него предприятий рыночного сектора, согласных принимать твердые инвестиционные рубли с последующим использованием их для приобретения необходимой продукции планово-управляемого сектора.

4. Твердые инвестиционные рубли могут приниматься к оплате продукции непосредственно предприятиями и организациями планово-управляемого сектора, а также в созданных ими сбытовых оптовых базах, магазинах и других предприятиях розничной торговли.

5. Плановый платежный баланс Бюджета развития по стране, регионам, программам и предприятиям должен предусматривать безналичную и наличную части, в твердых инвестиционных и обращающихся на внешнем по отношению к планово-управляемому сектору рынке рублях, валюте иностранных государств, ценных бумагах и т.д.

Расчеты в планово-управляемом секторе, с внешними поставщиками и покупателями в максимальной степени должны осуществляться на безналичной основе, с применением электронных денег, векселей, чековых и расчетных книжек и других современных платежных инструментов.

Наличные твердые инвестиционные рубли используются для расчетов по заработной плате и оплаты приобретаемой на нее продукции.

6. Во избежание инфляции, обесценения твердого инвестиционного рубля, предупреждения ухода денег в теневое бесконтрольное обращение не по назначению, использования фальшивых денег:

все расчеты между предприятиями планово-управляемого сектора проводятся через Центральный банк РФ, его региональные и межрегиональные отделения, расчетно-кассовые центры, Промстройбанк, Агробанк, Агропромстройбанк, Сбербанк и другие уполномоченные банки, которые могут стать доверенными банками Правительств РФ и субъектов Федерации при финансировании Государственных планов и программ развития страны и регионов;

наличные твердые инвестиционные рубли выпускаются банкнотами, эквивалентными 1000 долл. и выше, с обязательной регистрацией в банках изменений собственников, погашением при размене на текущие рубли или выдаче на соответствующие суммы чековых или расчетных книжек;

обеспечивается строгий контроль баланса стоимости выпуска конечной, пользующейся спросом населения продукции предприятиями планово-управляемого сектора и суммарной заработной платы работников:

планово-управляемого сектора, бюджетной сферы,

предприятий рыночного сектора, поставляющих материалы, топливо и энергию, комплектующие предприятиям планово-управляемого сектора.


Статья 3. Организация и порядок финансирования Государственных планов и программ из Бюджета развития РФ.

1. Минфин РФ финансирует из Бюджета развития России предприятия и организации, принимающие участие в выполнении производственных, инвестиционных, социальных и других проектов, предусмотренных согласованными с исполнителями Государственными федеральными и региональными планами и программами, через специально уполномоченные государственно- корпоративные структуры:

· финансово-производственную корпорацию России; финансово-производственные корпорации (МФПК) Ассоциаций экономического взаимодействия Центра, Северо-Запада, Большой Волги, Северного Кавказа, Урала, Сибирского Соглашения и др.;

· областные, краевые, республиканские, районные, территориальные) финансово-производственные корпорации, компании, холдинги и др.

Могут создаваться другие государственно-корпоративные структуры с аналогичными функциями.

Учредителями указанных ФПК наряду с производственными предприятиями и их объединениями, ассоциация

. ми потребителей, населением могут выступать уполномоченные органы Правительства РФ,' межрегиональные ассоциации субъектов Федерации, Правительства субъектов Федерации, органы власти входящих в них районов, органы местного самоуправления с получением контрольных пакетов акций соответствующих ФПК, пропорционально долевым участием в ФПК более высокого уровня.

Выражая непосредственно и через прямое участие органов власти соответствующих уровней корпоративные интересы населения, производственных и потребительских структур, реализующие Государственные планы и программы ФПК распределяют средства Бюджета развития страны и регионов в соответствии с важностью, приоритетностью, эффективностью инвестиционных программ и проектов, обеспечивающих достижение в обозримые сроки лучших мировых показателей уровня жизни на первом этапе, своих участников и работников бюджетной сферы врачей, учителей, военнослужащих и др., а на следующих — всего населения России.

Для финансирования Государственных планов и программ ФПК могут привлекать средства населения, а также при экономической целесообразности, отечественные и иностранные кредиты и др.

2. Финансово-производственные корпорации заключают договора (соглашения и др.) с участниками Государственных планов и программ на выполнение предусмотренных в них работ, выпуск продукции, оказание услуг и т.д. В договорах с участниками программ предусматриваются:

· объемы, количество и качество работ, услуг, сроки их выполнения, поставок продукции, сырья, материалов, комплектующих и т.д.;

· цены на продукцию, услуги, нормы рентабельности, отчислений в фонды ФПК и т.п.;

· санкции за невыполнение договорных обязательств; согласованные с профсоюзами и членами трудовых коллективов тарифные соглашения, ориентированные на приближение к лучшим мировым средних ставок заработной платы работников соответствующей квалификации, сложности и тяжести работы;

· требования по эффективности и производительности труда, их повышению, снижению материалоемкости и энергоемкости продукции в плановом периоде;

· планы, программы, проекты развития (расширения), реконструкции, технического перевооружения производства, необходимые для осуществления Государственных планов и программ;

· выделяемые для реализации Государственных планов и программ основные производственные фондь1, материальные и трудовые ресурсы, собственные финансовые средства и т.п.;

· выделяемые из Бюджета развития финансы, капиталовложения и оборотные средства, фонд заработной платы;

· доли участия в корпоративной прибыли ФПК соответствующего уровня, учитывающие соотношение собственных и привлеченных из Бюджета развития средств;

· премии руководству, научно-техническим работниками и инженерам, другим участникам проектов и программ за выполнение и перевыполнение договорных обязательств по повышению качества и конкурентоспособности продукции, эффективности производства, снижению материалоемкости и энергоемкости, росту производительности труда.

3. При наличии нескольких предложений по участию в Государственных планах и программах на выполнение одних и тех же работ, услуг ФПК организуют открытые гласные конкурсы.


4. Порядок привлечения предприятий и организаций к участию в Государственных планах и программах социально-экономического развития страны и регионов, методики технико-экономичекого обоснования народнохозяйственной, региональной и бюджетной эффективности планов, программ, производственных, инвестиционных, социальных и других проектов, порядок их финансирования разрабатываются Правительством РФ и принимаются как законы Федеральным Собранием РФ.

Закон «О Государственном плане восстановления экономики и улучшения положения населения и Программе социально-экономического развития России» (проект)*


* Проект внесли депутаты И.М.Братищев, Г.В. Костин, Севенард Ю.К., В.С.Романов, В.И. Шандыбин, В.С.Шевелуха и др.

Статья 1. Установить, что Правительство Российской Федерации при представлении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации пакета проектов федеральных законов о бюджете Российской Федерации на очередной год вносит в составе комплекса проектов бюджетных законов, обосновывающих прогнозов и других материалов проект федерального закона «0 Государственном плане подъема экономики и улучшения социально-экономического положения населения Российской Федерации (на трехлетний период) и Программе социально-экономического развития России (на восемь лет)»;

Статья 2. Установить, что Основные положения указанных в ст. 1 Государственного плана и программы подъема и социально-экономического развития России для последующей детализации и конкретизации Правительством разрабатываются в трехсторонней Государственной плановой Комиссии в составе Правительства РФ, Государственной Думы и Совета Федерации на паритетных началах с участием в ней на демократических основах заинтересованных фракций Государственной Думы и представителей Субъектов Федерации из Совета Федерации.

Государственная плановая комиссии РФ организует широкую проработку Основных положений Государственного плана и программы подъема и социально-экономического развития России с привлечением населения, предприятий и организаций, территорий, Академий наук и институтов, проектных организаций, партий и движений и т.д.

Статья 3. При возникновении непреодолимых разногласий между участниками трехсторонней Государственной плановой комиссии два альтернативных проекта Основных положений Государственного плана и программы подъема и социально-экономического развития России выносятся на всенародный референдум.

Пояснительная записка
к проекту закона о Государственном плане восстановления и подъема экономики.

В настоящей пояснительной записке кратко рассматриваются основные локомотивные программы, ориентированные на повышение уровня жизни населения и источники их финансирования.

Производственные, социальные и другие программы.
В настоящем разделе рассматриваются некоторые наиболее важные производственные и инвестиционные программы, которые в мировой практике являются локомотива

Народный автомобиль
Программа предусматривает организацию выпуска на базе незагруженных и простаивающих машиностроительных заводов страны и регионов, по отечественным технологиям, с привлечением в необходимых случаях иностранных технологических лицензий и «Ноу Хау». Масштабы реализации ориентированы на обеспечение потребности в автомобилях сначала работников предприятий участников планов и программ выхода из кризиса и подъема экономики, а на следующих этапах выполнение задачи: «автомобиль каждой семье».

Новый дом

Программа предусматривает поточное строительство по индивидуализируемых в соответствии с требованиями покупателей городских многоэтажных и сельских зданий коттеджей на 2 3 этажа с выделением достаточных, до 10 15 соток, участков под застройку, массовое производство типовых элементов строительных конструкций, современной мебели, санитарно-технического оборудования, систем отопления и горячего водоснабжения, утилизации отходов и т.д.

Домашний электрокомплекс

Программа предусматривает производство на заводах страны и поставку в каждую семью современного кухонного и бытового оборудования мирового уровня, в т.ч. электроплит, холодильников, микроволновых печей, кухонных комбайнов, пылесосов, стиральных машин, телевизоров, персональных компьютеров, средств связи и др.

Сельское хозяйство

Программа предусматривает восстановление отечественного производства сельскохозяйственной продукции на основе сильной государственной поддержки сельского хозяйства, его оснащения современными технологиями, машинами и оборудованием, удобрениями, ориентирует на повышение урожайности и эффективности примерно в полтора два раза.

Предусматриваются экономические мероприятия, применяемые в индустриально развитых странах для обеспечения рентабельности сельскохозяйственного производства, выравнивания доходов, уровня жизни и социальной защищенности сельских тружеников с городскими с учетом неблагоприятных климатических условий России.

Энергетическая программа

При рациональной эксплуатации месторождений исчерпаемых топливно-энергетических ресурсов и интенсивной энергосберегающей политике программа ставит в число главных задач XXI века ослабление и постепенное устранение зависимости России, ее промышленности, транспорта и населения от нефти, угля, газа с их заменой экологически чистыми источниками возобновляемой энергии (в том числе с использованием технологий водородной энергетики и др.).

Вместе с тем, создание новых нетрадиционных источников энергии и принципов транспортирования, перемещения масс требует развития физики пятого поколения XXI века. Ее контуры все более проявляются.

Производственные программы планово-управляемого сектора должны впитывать научно-технические достижения России и всего мира. Многие из отечественных поддерживаются в меру ограниченных финансовых возможностей Министерством науки и технологий РФ. Определяющее значение имеют разработанные ВПК России опережающие мировой уровень технологии XXI века.

Здоровье

Значительное повышение социальной продуктивности экономики России при реализации планов и программ выхода из кризиса, увеличение заработной платы населения до мировых стандартов, большие дополнительные поступления в бюджетный сектор, пенсионный и другие общественные социальные фонды позволяют на качественно более высоких уровнях решать вопросы здоровья населения, положения женщин и детей, демографические проблемы.

Нужно изменить отношение к достижениям современной генетики, найти способы противодействия алкоголизму, наркомании, дать новый импульс государственной системе обеспечения здоровья населения России.

Население должно быть обеспечено бесплатной и льготной медицинской помощью, путевками в санатории и дома отдыха, туристические базы и другими профилактическими мерами. Должен быть восстановлен в полном объеме оздоровительный отдых детей в пионерских лагерях и т.д.



Источник: И.М.Братищев, С.Н.Крашенинников "Россия может быть богатой!"-М.: Издательский дом "Грааль", 1999 - 192 с.

Основные публикации

1. Алтаев М.Н. "Белая книга". Экономические итоги правления Б.Ельцина. М., 1996, с.46
2. Братищев И.М. О чем не говорится в президентском послании. "Экономическая газета", № 9 (178), март 1998.
3. Братищев И., Крашенинников С. Антиинфляционная политика: механизм реализации. "Экономист", № 3, 1995.
4. Братищев И.М., Крашенинников С.Н. Искать пути решения финансовых проблем . "Финансы", №3, 1997.
5. Братищев И.М., В.И. Илюхин В.И., Костин Г.В., Шевелуха В.С., Крашенинников С.Н., Герасимович В.А., Филимонов П.И. Экономические основы национальной программы выхода из кризиса. "Экономическая газета", № 37 (206), сентябрь, 1998 г.
6. Братищев И.М., Крашенинников С.Н. Рождение национального курса России. "Экономическая газета",№ 34 (203), август 1998 г.
7. В.И. Илюхин В.И., Братищев И.М., Крашенинников С.Н. Создать Антикризисный комитет. "Экономическая газета", № 49 (218), декабрь, 1998 г.
8. Крашенинников С.Н. "Мускулы" для рубля. "Правда", № 166 (26920), 13 ноября 1992 г.
9. Крашенинников С.Н. Финансовые механизмы стабилизации экономики и самоуправления области . Труды научно-практической конференции. Сборник РАН, КЕПС, Администрации Новгородской области, Новгород, 1996.
10. Крашенинников С.Н. Региональная финансово. промышленная ассоциация как механизм развития ПСК (статья), Материалы научной конференцию. Сборник РАН, КЕПС, Адмминистрации Новгородской области, Новгород, 1997.
11. Основные положения Государственного плана восстановления экономики (до 2000 г.) и Программы социально экономического развития России (до 2005 г.) ( в сокращении) "Экономическая газета", # 48 (165), ноябрь 1997 г.
12. II съезд рабочих России. Программа рабочего клас са России. "Обновление", № 2 (21), 1997



Православный сайт Никиты Последняя модификация: 10.08.02.
 
Православный сайт Никиты http://www.rusotechestvo.narod.ru
Сайт создан в системе uCoz