Постановление Государственной Думы «Об экстренных мерах по выводу Российской Федерации из кризиса»*
* Внесено депутатами ГД РФ И.М.Братищевым и В.И. Илюхиным, подготовлено С.Н.Крашенинниковым.
Финансовая катастрофа в России в августе 1998 года – это провал рыночных реформ. Предложенный Правительством Российской Федерации федеральный бюджет на 1999 год не дает основательных надежд на стабилизацию экономической ситуации и выход из кризиса.
В принципе нельзя преодолеть кризис, сохраняя главные дефекты сложившихся рыночных отношений, следуя методам, приведшим Россию к системному кризису. Необходимо, опираясь на отечественный и мировой опыт, мобилизовать все силы народа, имеющиеся неиспользованные резервы природного, производственного и научно-технического потенциала для вывода Российской Федерации из кризиса и подъема ее экономики.
Оперативная разработка и реализация действенной программы вывода Российской Федерации из кризиса могут стать понятным для всего народа экономическим стержнем общественного согласия между политическими партиями, политическими движениями, Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием Российской Федерации и Правительством Российской Федерации. 0 необходимости такого согласия высказался в своем письме от 22 января 1999 года на имя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н.Селезнева Председатель Правительства Российской Федерации Е.М.Примаков.
В связи с вышеизложенным Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Предложить Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации с участием Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания разработать государственную программу вывода из кризиса и подъема экономики Российской Федерации предусматривающую:
новую концепцию экономической политики — планово (двухконтурной) экономики как инструмента выполнения финансирования государственной программы вывода из кризиса и подъема экономики Российской Федерации на основе заложенного в Конституции Российской Федерации равного признания, поддержки государственной, муниципальной и иных форм собственности;
ввод в оборот в планово-управляемом секторе экономики для крупномасштабного неналогового финансирования указанной программы твердого безналичного инвестиционного рубля, обеспеченного продукцией в указанный сектор предприятий, защищенного от теневых отношений, позволяющего устранить задержки платежей и задолженности по заработной плате путем использования современной компьютерной техники и средств связи на основе представления инвестиционного рубля в электронной форме, на пластиковых карточках, чековых и расчетных книжках;
ориентирование цен на продукцию, товарных и финанансовых балансов предприятий планово-управляемого сектора на достижение в 2005-2008 годах реальной заработной платы работников среднего уровня заработной платы в высокоразвитых европейских государствах путём приоритетного развития локомотивных отраслей промышленности, в том числе крупномасштабного выпуска отечественных автомобилей, строительства коттеджей и полнометражных квартир, производства телевизоров, средств связи, компьютеров, бытовой техники и других.
2. Обратиться к Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации, Правительство Российской Федерации с предложением рассмотреть вопрос о создании антикризисного комитета Российской Федерации в составе Президента Председателя Правительства Российской Федерации, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации как координационного органа по выполнению государственной программы вывода из кризиса и подъема экономики Российской Федерации.
3. Поддержать инициативу представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, направленную на создание в субъектах Российской Федерации антикризисных комитетов.
4. Направить настоящее Постановление Президент Российской Федерации, в Совет Федерации, Правительство Российской Федерации, представительные и исполнительной органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня ее принятия.
Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации
Г.Н.Селезнев
Принято 17 февраля 1999 г.
Закон «Об инвестиционном рубле и формировании Бюджета развития Российской Федерации» (Проект)*
* Проект внесли депутаты государственной Думы РФ Братищев И.М., Костин Г. В., Романов В.С., Шевелуха В.С. и др. Обоснования подготовлены С.Н.Крашенинниковым. Приводится с сокращениями.
Статья 1. Принципы и механизмы финансирования.
1. Бюджет развития формируется Правительством РФ в соответствии с Государственными планами и программами подъема экономики страны и регионов (субъектов Федерации), реализующими их производственными, инвестиционными, социальными и другими проектами предприятий, хозяйственных, территориальных, потребительских и других ассоциаций, добровольно, в соответствии с Конституцией и Гражданским Кодексом РФ принимающими участие в Государственных планах и программах подъема экономики.
2. В Бюджете развития консолидируются средства: ввода в оборот твердых инвестиционных рублей, обеспечиваемых продукцией предприятий плановоуправляемого сектора;
· из доходов от государственной монополии на массовый экспорт импорт;
· из доходов от деятельности государственных унитарных и других предприятий, должников и банкротов, переданных в управление уполномоченным организациям, реализующим Государственные планы и программы подъема экономики;
· из доходов от управления государственным имуществом;
· от взятия «на откуп» планово-управляемым сектором задолженностей, налогов и отчислений в бюджеты всех уровней;
· средства населения, привлекаемые для реализации социально ориентированных производственных программ;
· отечественные и иностранные кредиты.
3. Государственные планы и программы, формируемые исходя из максимального использования производственного, природного, научно-технического и трудового потенциала России, наряду с показателями подъема экономики страны и регионов, капитального строительства, реконструкции и технического перевооружения предприятий и производств, материально-технического снабжения, поставок продукции, межотраслевыми, межрегиональными, территориальными и другими натурально-продуктовыми и стоимостными балансами, должны предусматривать финансовые планы, программы и платежные годовые, квартальные, месячные балансы в необходимых разрезах, обеспечивающие:
· гарантированное покрытие заработной платы конечной, пользующейся спросом населения продукцией планово-управляемого сектора;
· поставку продукции для государственных, федеральных и региональных нужд, в том числе армии, обороны, здравоохранения и др. в счет совокупных налогов и других отчислений планово-управляемого сектора в бюджет, а также по государственному заказу и др.;
· продажу части продукции планово-управляемого сектора на внешнем рынке по коммерческим ценам для покрытия поставок от предприятий рыночного сектора, уплаты налогов и др.;
4. Бюджет развития с Государственным планом и программами социально--экономического развития России представляются в Государственную Думу Федерального Собрания РФ Правительством РФ вместе с бюджетом РФ на очередной год для рассмотрения и последующего принятия в установленном Конституцией РФ порядке.
5. Министерство финансов РФ совместно с Государственным банком и Казначейством РФ, Министерством экономики РФ, другими уполномоченными организациями в соответствии с Государственным планом и программами, Бюджетом развития, платежными балансами предприятий.:
-наделяет в первый год реализации Государственных планов и программ предприятия и организации, принимающие участие в их осуществлении, необходимыми первоначальными оборотными и инвестиционными средствами, фондами заработной платы в инвестиционных рублях;
-предусматривает налоговые отчисления и оплачиваемые твердыми инвестиционными рублями расходы бюджетов Федерации и территорий;
-контролирует обращение и погашение твердых инвестиционных рублей, строгое соответствие выделенных на реализацию Государственных планов и программ финансовых средств производству продукции и услуг, конечной продукции;
-определяет плановые курсы и квоты обмена твердых инвестиционных рублей в пределах планируемых объемов продаж продукции планово-управляемого сектора на внутреннем рынке России и для экспорта принимают меры по предотвращению утечки твердых инвестиционных рублей в незаконный, неконтролируемый государством теневой оборот.
В последующие годы реализации Государственных планов и программ предприятия и организации, принимающие участие в их осуществлении, наделяются из Бюджета развития дополнительными финансовыми ресурсами, необходимыми для их развития и функционирования, с учетом собственных средств, заработанных ими в предшествующие периоды.
6. Необходимые регионам, предприятиям и организациям, участвующим в Государственных планах и программах, капиталовложения и оборотные средства, фонды заработной платы 'выделяются под 0,3% годовых со сроками возврата 20 30 лет с учетом эффективности производственных, инвестиционных, социальных проектов и других факторов.
Статья 2. Порядок ввода, материальное обеспечение, сферы и контроль обращения твердого инвестиционного рубля.
1. Твердые инвестиционные рубли выпускает Центральный банк РФ в соответствии с Бюджетом развития России, определенными Государственными планами и программами развития страны и регионов производственно-финансовыми и платежными балансами.
2. Твердый инвестиционный рубль обеспечивается продукцией планово-управляемого сектора экономики, в том числе товарами народного потребления, продуктами сельского хозяйства, автомобилями, современными квартирами и домами, транспортными и другими услугами и т.д., а также продукцией, производимой предприятиями планово-управляемого сектора по государственным заказам для нужд, обороны, здравоохранения и др.
Твердый инвестиционный рубль может обеспечиваться нефтью и нефтепродуктами, газом, черными, цветными и редкоземельными металлами, золотом, лесом, удобрениями и зерном и др. базовыми ценообразующими ресурсами.
Гарантируемые государством плановые обменные курсы твердого инвестиционного рубля определяются Центральным банком РФ исходя из паритетов покупательной способности по отношению к рублю, находящемуся в обращении и к иностранным валютам в странах-эмитентах с учетом масштабов цен, зарплаты, цены золота и других базовых ценообразующих ресурсов и т.д.
3. Инвестиционный рубль имеет ограниченные сферы обращения:
обслуживание внутренних взаиморасчетов в планово-управляемом секторе между участниками Государственных планов и программ;
оплата государственных заказов на продукцию планово-управляемого сектора в пределах планируемых сумм его налогов и других отчислений в бюджеты Российской Федерации и ее субъектов;
оплата предприятиями планово-управляемого сектора поставок продукции внешних, не входящих в него предприятий рыночного сектора, согласных принимать твердые инвестиционные рубли с последующим использованием их для приобретения необходимой продукции планово-управляемого сектора.
4. Твердые инвестиционные рубли могут приниматься к оплате продукции непосредственно предприятиями и организациями планово-управляемого сектора, а также в созданных ими сбытовых оптовых базах, магазинах и других предприятиях розничной торговли.
5. Плановый платежный баланс Бюджета развития по стране, регионам, программам и предприятиям должен предусматривать безналичную и наличную части, в твердых инвестиционных и обращающихся на внешнем по отношению к планово-управляемому сектору рынке рублях, валюте иностранных государств, ценных бумагах и т.д.
Расчеты в планово-управляемом секторе, с внешними поставщиками и покупателями в максимальной степени должны осуществляться на безналичной основе, с применением электронных денег, векселей, чековых и расчетных книжек и других современных платежных инструментов.
Наличные твердые инвестиционные рубли используются для расчетов по заработной плате и оплаты приобретаемой на нее продукции.
6. Во избежание инфляции, обесценения твердого инвестиционного рубля, предупреждения ухода денег в теневое бесконтрольное обращение не по назначению, использования фальшивых денег:
все расчеты между предприятиями планово-управляемого сектора проводятся через Центральный банк РФ, его региональные и межрегиональные отделения, расчетно-кассовые центры, Промстройбанк, Агробанк, Агропромстройбанк, Сбербанк и другие уполномоченные банки, которые могут стать доверенными банками Правительств РФ и субъектов Федерации при финансировании Государственных планов и программ развития страны и регионов;
наличные твердые инвестиционные рубли выпускаются банкнотами, эквивалентными 1000 долл. и выше, с обязательной регистрацией в банках изменений собственников, погашением при размене на текущие рубли или выдаче на соответствующие суммы чековых или расчетных книжек;
обеспечивается строгий контроль баланса стоимости выпуска конечной, пользующейся спросом населения продукции предприятиями планово-управляемого сектора и суммарной заработной платы работников:
планово-управляемого сектора, бюджетной сферы,
предприятий рыночного сектора, поставляющих материалы, топливо и энергию, комплектующие предприятиям планово-управляемого сектора.
Статья 3. Организация и порядок финансирования Государственных планов и программ из Бюджета развития РФ.
1. Минфин РФ финансирует из Бюджета развития России предприятия и организации, принимающие участие в выполнении производственных, инвестиционных, социальных и других проектов, предусмотренных согласованными с исполнителями Государственными федеральными и региональными планами и программами, через специально уполномоченные государственно- корпоративные структуры:
· финансово-производственную корпорацию России; финансово-производственные корпорации (МФПК) Ассоциаций экономического взаимодействия Центра, Северо-Запада, Большой Волги, Северного Кавказа, Урала, Сибирского Соглашения и др.;
· областные, краевые, республиканские, районные, территориальные) финансово-производственные корпорации, компании, холдинги и др.
Могут создаваться другие государственно-корпоративные структуры с аналогичными функциями.
Учредителями указанных ФПК наряду с производственными предприятиями и их объединениями, ассоциация
. ми потребителей, населением могут выступать уполномоченные органы Правительства РФ,' межрегиональные ассоциации субъектов Федерации, Правительства субъектов Федерации, органы власти входящих в них районов, органы местного самоуправления с получением контрольных пакетов акций соответствующих ФПК, пропорционально долевым участием в ФПК более высокого уровня.
Выражая непосредственно и через прямое участие органов власти соответствующих уровней корпоративные интересы населения, производственных и потребительских структур, реализующие Государственные планы и программы ФПК распределяют средства Бюджета развития страны и регионов в соответствии с важностью, приоритетностью, эффективностью инвестиционных программ и проектов, обеспечивающих достижение в обозримые сроки лучших мировых показателей уровня жизни на первом этапе, своих участников и работников бюджетной сферы врачей, учителей, военнослужащих и др., а на следующих — всего населения России.
Для финансирования Государственных планов и программ ФПК могут привлекать средства населения, а также при экономической целесообразности, отечественные и иностранные кредиты и др.
2. Финансово-производственные корпорации заключают договора (соглашения и др.) с участниками Государственных планов и программ на выполнение предусмотренных в них работ, выпуск продукции, оказание услуг и т.д. В договорах с участниками программ предусматриваются:
· объемы, количество и качество работ, услуг, сроки их выполнения, поставок продукции, сырья, материалов, комплектующих и т.д.;
· цены на продукцию, услуги, нормы рентабельности, отчислений в фонды ФПК и т.п.;
· санкции за невыполнение договорных обязательств; согласованные с профсоюзами и членами трудовых коллективов тарифные соглашения, ориентированные на приближение к лучшим мировым средних ставок заработной платы работников соответствующей квалификации, сложности и тяжести работы;
· требования по эффективности и производительности труда, их повышению, снижению материалоемкости и энергоемкости продукции в плановом периоде;
· планы, программы, проекты развития (расширения), реконструкции, технического перевооружения производства, необходимые для осуществления Государственных планов и программ;
· выделяемые для реализации Государственных планов и программ основные производственные фондь1, материальные и трудовые ресурсы, собственные финансовые средства и т.п.;
· выделяемые из Бюджета развития финансы, капиталовложения и оборотные средства, фонд заработной платы;
· доли участия в корпоративной прибыли ФПК соответствующего уровня, учитывающие соотношение собственных и привлеченных из Бюджета развития средств;
· премии руководству, научно-техническим работниками и инженерам, другим участникам проектов и программ за выполнение и перевыполнение договорных обязательств по повышению качества и конкурентоспособности продукции, эффективности производства, снижению материалоемкости и энергоемкости, росту производительности труда.
3. При наличии нескольких предложений по участию в Государственных планах и программах на выполнение одних и тех же работ, услуг ФПК организуют открытые гласные конкурсы.
4. Порядок привлечения предприятий и организаций к участию в Государственных планах и программах социально-экономического развития страны и регионов, методики технико-экономичекого обоснования народнохозяйственной, региональной и бюджетной эффективности планов, программ, производственных, инвестиционных, социальных и других проектов, порядок их финансирования разрабатываются Правительством РФ и принимаются как законы Федеральным Собранием РФ.
Закон «О Государственном плане восстановления экономики и улучшения положения населения и Программе социально-экономического развития России» (проект)*
* Проект внесли депутаты И.М.Братищев, Г.В. Костин, Севенард Ю.К., В.С.Романов, В.И. Шандыбин, В.С.Шевелуха и др.
Статья 1. Установить, что Правительство Российской Федерации при представлении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации пакета проектов федеральных законов о бюджете Российской Федерации на очередной год вносит в составе комплекса проектов бюджетных законов, обосновывающих прогнозов и других материалов проект федерального закона «0 Государственном плане подъема экономики и улучшения социально-экономического положения населения Российской Федерации (на трехлетний период) и Программе социально-экономического развития России (на восемь лет)»;
Статья 2. Установить, что Основные положения указанных в ст. 1 Государственного плана и программы подъема и социально-экономического развития России для последующей детализации и конкретизации Правительством разрабатываются в трехсторонней Государственной плановой Комиссии в составе Правительства РФ, Государственной Думы и Совета Федерации на паритетных началах с участием в ней на демократических основах заинтересованных фракций Государственной Думы и представителей Субъектов Федерации из Совета Федерации.
Государственная плановая комиссии РФ организует широкую проработку Основных положений Государственного плана и программы подъема и социально-экономического развития России с привлечением населения, предприятий и организаций, территорий, Академий наук и институтов, проектных организаций, партий и движений и т.д.
Статья 3. При возникновении непреодолимых разногласий между участниками трехсторонней Государственной плановой комиссии два альтернативных проекта Основных положений Государственного плана и программы подъема и социально-экономического развития России выносятся на всенародный референдум.
Пояснительная записка
к проекту закона о Государственном плане восстановления и подъема экономики.
В настоящей пояснительной записке кратко рассматриваются основные локомотивные программы, ориентированные на повышение уровня жизни населения и источники их финансирования.
Производственные, социальные и другие программы.
В настоящем разделе рассматриваются некоторые наиболее важные производственные и инвестиционные программы, которые в мировой практике являются локомотива
Народный автомобиль
Программа предусматривает организацию выпуска на базе незагруженных и простаивающих машиностроительных заводов страны и регионов, по отечественным технологиям, с привлечением в необходимых случаях иностранных технологических лицензий и «Ноу Хау». Масштабы реализации ориентированы на обеспечение потребности в автомобилях сначала работников предприятий участников планов и программ выхода из кризиса и подъема экономики, а на следующих этапах выполнение задачи: «автомобиль каждой семье».
Новый дом
Программа предусматривает поточное строительство по индивидуализируемых в соответствии с требованиями покупателей городских многоэтажных и сельских зданий коттеджей на 2 3 этажа с выделением достаточных, до 10 15 соток, участков под застройку, массовое производство типовых элементов строительных конструкций, современной мебели, санитарно-технического оборудования, систем отопления и горячего водоснабжения, утилизации отходов и т.д.
Домашний электрокомплекс
Программа предусматривает производство на заводах страны и поставку в каждую семью современного кухонного и бытового оборудования мирового уровня, в т.ч. электроплит, холодильников, микроволновых печей, кухонных комбайнов, пылесосов, стиральных машин, телевизоров, персональных компьютеров, средств связи и др.
Сельское хозяйство
Программа предусматривает восстановление отечественного производства сельскохозяйственной продукции на основе сильной государственной поддержки сельского хозяйства, его оснащения современными технологиями, машинами и оборудованием, удобрениями, ориентирует на повышение урожайности и эффективности примерно в полтора два раза.
Предусматриваются экономические мероприятия, применяемые в индустриально развитых странах для обеспечения рентабельности сельскохозяйственного производства, выравнивания доходов, уровня жизни и социальной защищенности сельских тружеников с городскими с учетом неблагоприятных климатических условий России.
Энергетическая программа
При рациональной эксплуатации месторождений исчерпаемых топливно-энергетических ресурсов и интенсивной энергосберегающей политике программа ставит в число главных задач XXI века ослабление и постепенное устранение зависимости России, ее промышленности, транспорта и населения от нефти, угля, газа с их заменой экологически чистыми источниками возобновляемой энергии (в том числе с использованием технологий водородной энергетики и др.).
Вместе с тем, создание новых нетрадиционных источников энергии и принципов транспортирования, перемещения масс требует развития физики пятого поколения XXI века. Ее контуры все более проявляются.
Производственные программы планово-управляемого сектора должны впитывать научно-технические достижения России и всего мира. Многие из отечественных поддерживаются в меру ограниченных финансовых возможностей Министерством науки и технологий РФ. Определяющее значение имеют разработанные ВПК России опережающие мировой уровень технологии XXI века.
Здоровье
Значительное повышение социальной продуктивности экономики России при реализации планов и программ выхода из кризиса, увеличение заработной платы населения до мировых стандартов, большие дополнительные поступления в бюджетный сектор, пенсионный и другие общественные социальные фонды позволяют на качественно более высоких уровнях решать вопросы здоровья населения, положения женщин и детей, демографические проблемы.
Нужно изменить отношение к достижениям современной генетики, найти способы противодействия алкоголизму, наркомании, дать новый импульс государственной системе обеспечения здоровья населения России.
Население должно быть обеспечено бесплатной и льготной медицинской помощью, путевками в санатории и дома отдыха, туристические базы и другими профилактическими мерами. Должен быть восстановлен в полном объеме оздоровительный отдых детей в пионерских лагерях и т.д.