Борис Ключников
"Семь символов веры неолиберализма"


Вот, Я подниму на них Мидян,
которые не ценят серебра
и не пристрастны к золоту.
(Исайя, 13 - 17)

Итак, в мировой экономике, включая Китай, пока безраздельно господствуют принципы неолиберализма. Остались после развала СССР лишь отдельные государства, островки в неолиберальном океане. Их объявили изгоями, осью зла. Мировая олигархия набросила монетаристскую удавку на весь мир. Но тирания их шаткая. Попытаемся разобраться, каковы звенья этой цепи, каковы основные ее постулаты.
Во-первых, это установка на экономический рост, на сверхприбыль во что бы то ни стало.
Во-вторых, свобода конкуренции, а планирование третируется как дорога к рабству.
В-третьих, открытие национальных экономик для мирового рынка. В-четвертых, уход государства из экономики - "дерегламентация" - под предлогом борьбы с бюрократизмом.
В-пятых, приватизация в целях повышения рентабельности.
В-шестых, захват энергоресурсов и объявление всех ресурсов общим достоянием человечества.
В-седьмых, контроль над НТР, ориентация науки на максимализацию прибыли. Таковы семь заповедей, семь символов веры неолиберализма.
В социальных науках, в отличие от точных, нет определенного ответа - "да" или "нет". Истина устанавливается методом проб и ошибок, т. е. практикой. Ни одну из семи этих заповедей нельзя, безусловно, назвать бессмыслицей. Кто решится оспаривать, что глобализация - это назревший объективный процесс? Весь вопрос, в каких целях, как, кем она ведется. Если она ведется из-за сверхприбыли банками, для уничтожения наций, культур, жертвуя природой, то с ней надо бороться. Если, напротив, в объединяющемся мире будет больше справедливости, солидарности, если человечество начнет охранять и возделывать планету, то ей надо способствовать всеми силами.
То же можно сказать и об экономическом росте. Смотря какой рост, для кого, как его считать. В этом вопросе экономисты крайне отстали. Кенет Булдинг, основательный американский экономист, еще в 60-е годы иронизировал: "Кто думает, что можно продолжать экономический рост бесконечно, тот или сумасшедший, или экономист". Писал это задолго до штудий Римского клуба. Он нарушил табу: не дергать дьявола за хвост. Булдинг крепко дернул за хвост идола экономического роста. И при капитализме, и при социализме, и для господ, и для товарищей рост валового продукта - цель развития, аксиома. И потому они соревновались, догоняли друг друга. И только недавно стали раздаваться разумные голоса об опасностях безумного бега, о пределах роста, о чрезмерном развитии и потреблении. Появились сомнения, а прогрессивен ли прогресс? Появились личности, организации, движения, которые выбирают путь через тесные врата. Они ищут иную, радикально отличающуюся экономическую парадигму.
Блестящий, рано ушедший политик и писатель Джими Гольдшмит в книге "Ловушка" (ловушка неолиберализма) прямо высказался: "Нельзя считать экономический рост мерилом успеха нации". И сослался на опыт США: "За 50 последних лет ВНП в США вырос с 1400 млрд. долларов до 5800. Этот феноменальный экономический рост не воспрепятствовал тому, что американское общество оказалось глубоко больным".(1) Автор жил в США, хорошо знал эту страну! Экономически процветающие немцы сами называют себя народом без мечты (Volk ohne Traum). Кто знает немецкую историю, понимает, насколько это опасный для немцев диагноз - бездуховность. А в ельциновской России по-прежнему рабски повторяют иноземные догматы. Как недавно твердили, что экономика должна быть экономной, так уже 15 лет соловьем поют о рыночной демократии. На Западе уже все знают, что п о с у щ е с т в у это бессмыслица, потому что рынок и есть мотор социальной несправедливости. Уже в европейских
университетах учат: ВНП и его рост отражают только материальную сферу деятельности. Нужна экономика в широком смысле, учитывающая десятки новых факторов, которые минуют денежное обращение. Кто, например, сейчас учитывает вклад домохозяек в благосостояние семьи и нации? Или вклад труженика на своем клочке земли. Иностранный капитал сгоняет с земли миллионы крестьян создает монокультурные плантации; кофе, каучук, какао - все для рынка, на экспорт. В статистике появляется информация о росте экономики. А что стало, с изгнанными крестьянами, до этого никому нет дела. Все это уготовил реформаторы и русским крестьянам. Новая экономика будет подсчитывать всё отрицательное, что приносит экономический рост: и вред человеку, и вред обществу, и вред природе, Пришло время разрабатывать методику таких подсчетов, благо появилась необходимая счетная техника,
Народы отсталых стран интуитивно не доверяют успехам цивилизованно Запада. В прессе сообщалось, что старейшина одного из вест-индских остров" отказал американской туристической компании в аренде острова. Зачем нам ваши доллары, даже миллион их, - сказал он, У нас есть все для здоровья счастья: солнце, чистый воздух, чистая вода, простая здоровая пища, красив" море и прекрасные леса. Что вы привезете нам из США вместе с туристами? Пьянку, грязь, азартные игры, проституцию, болезни. А моих соотечественников из свободных людей превратите в обслугу туристов. На другом конце света, в Гималаях, король Бутана вторит вест-индскому старосте: "Нам нужен не валовой национальный продукт, а валовое народное счастье", т. е. качество жизни, которое в долларах не измеришь. Не случайно об этом говорит король буддийского княжества Бутан. Это вполне в традициях буддийской экономики, временно оказавшейся не у дел. Но к ней склонны сотни миллионов буддистов. Их вред приближается, евроцентризм заметно отступает. На него и его методы хозяйствования ополчилась сама матушка-природа, которую европейская цивилизация вот уже два века нещадно уродует. Уже и ООН и авторитетнейшие международные комиссии во весь голос кричат о подступающей экологической беде. "Ecли развивающиеся страны станут потреблять на душу населения столы же энергии, как индустриальные, то к 2025 году в мире будут потреблять в пять раз больше энергии. Экосистемы планеты этого не выдержат. Угроза всеобщего потепления и окисления окружающей среды исключает даже удвоение нынешнего потребления энергии".(2) Это заключение независимой международной комиссии "Брундланд", точный расчет на основе самых убедительных научных анализов. Все государства подписались под этим в Рио в 1992 году, кроме США, эта страна - главный бастион финансовой олигархии, отказалась подписать и аналогичный протокол Киото.
Вернемся к другим заповедям рыночного блаженства. Они только на первый взгляд относятся исключительно к экономике. На практике они искореняют сознания людей нравственные нормы, внедренные великими религиями. Идёт бурный процесс дехристианизации. Ватикан вяло защищается, распыляет силы на миссионерство. Вот как описывает дехристианизацию в рыночном обществе профессор Р. Петрелла из католического университета в Луване (Бельгия): "В христианской цивилизации Бог заключал договор с человеком... Он мог и грешить. Всемогущий Бог милосерден, он может помиловать. Рыночные постулат освящают союз между рынком (и технологией) и человечеством. Рынок являет" как всесильный регулятор не только всей экономической жизни человечества, но и как устроитель жизни людей и обществ, и к нему все должны приспосабливаться". Даже Совет Европы, - сетует профессор, - учит нас (и цитирует резолюцию), что "надо доверить судьбу рынку". И делает печальный, но, наш взгляд, безупречно логичный вывод: "При такой парадигме рынок оставляет человеку лишь одну свободу - подчиняться. Если он не подчинится, то рынок его не простит. Не то что старый Бог! Его изгонят с рынка труда, с рынка капиталов с потребительского рынка".(3) В России тысячи людей уже изгоняются из квартир из домов, им отключают свет и тепло в студеные зимы. Так требует его величеств рынок и его новый комиссар Чубайс.
Заповедь о конкуренции особенно лицемерна. Ее давно нет! Много лет тому назад честный циник Рокфеллер заявил, что "конкуренция это грех, потому что крупные состояния создаются только в условиях монополии". Кто и как захватил народную собственность во время приватизации в России? Вестимо, те, кто ближе стоял к корыту. Вступление в ВТО откроет шлюзы иностранному капиталу. Это не беззащитные рабочие и крестьяне. Тут наглостью не возьмешь. Побежденного пожирают без остатка, без надежды вернуться в бизнес. Китай учат поднаторевшие на биржах и в банках зарубежные китайцы. У России таких учителей нет. Поэтому для нас очень опасна и третья заповедь - открытие национальных рынков. Нет нам смысла форсировать вступление в ВТО. Не нужна нам срочная интеграция в мировой рынок. Это выгодно только кучке олигархов, захвативших нефть, газ, алюминий, никель. Пока можно вполне обходиться проверенными двусторонними торговыми договорами.
Нужно искать и новые пути. В действующей рыночной парадигме Россия всегда будет в проигрыше: из-за климата, из-за бремени пространств и расстояний. Напротив, нарождающаяся установка на устойчивое развитие, на разумную достаточность, на разумное природопользование открывает перед Россией и всей Евразией благоприятные перспективы и достойное место в будущем международном разделении труда.
Что касается четвертой заповеди - ухода государства из экономики, оставляющей ему роль ночного сторожа наворованного, то ничего более вредного нельзя придумать. Константин Леонтьев, один из самых острых русских умов, считал, что у великороссов самый большой дар - это дар государственности, дар строительства государства. Это выстраданный русской историей дар, дар континентального народа, который веками защищался от кочевников степи и от латинства. Этому народу чужд дух торговли, которая, как говорил пророк Магомет, сродни лжи и обману, Наше оружие - представительный, но авторитарный строй, наши единственные союзники - армия и флот. Вот почему нация поддержала курс президента на укрепление вертикали власти. Россиянам не люба семибоярщина. Рано или поздно они покончат с анархией и беспределом, с унижениями нации и наведут порядок, как уже бывало в нашей истории.
Пятая заповедь о приватизации едва ли нуждается в истолковании. Сама жизнь ее истолковала, Реформы отбросили Россию на 25 лет назад, Она теперь в числе отсталых стран, с ней мало считаются: за слабость и предательства не уважают. Олимпиада показала, как в мире ныне относятся к России: не нравится, так убирайтесь.
Приватизация в арсенале финансовой олигархии является проверенным средством ослабления национальных государств и их хозяйственных организмов. Спорна и ее рентабельность. В Англии, скажем, при лейбористах транспорт национализировали, а при консерваторах приватизировали. В обоих случаях ссылались на рентабельность.
Что касается захвата энергоресурсов, то объясняется это перспективой энергетического голода. Мировая финансовая олигархия спешит прибрать к рукам все запасы энергоресурсов. Базы США в Средней Азии нацелены на нефть и газ Каспия, а не на талибов. Талибов взрастили американцы. Их разгром - удобный предлог. Это ясно каждому, кто знаком с основами геополитики.
Жаль, что старая Европа, что деятели Евросоюза так медленно отходят от неолиберализма и монетаризма. Видимо, нелегко выбираться из американских сетей. Но интеллектуальная подготовка идет полным ходом. Подобно просветителям XVIII века идеологи, новые диссиденты-антиглобалисты прокладывают путь в новую экономику, экономику солидаризма, экономику биосферы, разрабатывают новую науку - экономику в широком смысле. Так что наше поколение уже наблюдает закат неолиберализма.


1. Jimmy Yoldsmith. Le Piege. Paris, Fixot, 1995, р. 101.
2. Our Common Future. An overview by the World Commission on Enviroment and Develol ment. Oxford, 1987.
3. Manier de voir, LMD, № 39.

Источник: Журнал "Наш современник" №5 2002.
ВВЕРХ  ^ 

Православный сайт Никиты Последняя модификация: 10.08.02.
 
Православный сайт Никиты http://www.rusotechestvo.narod.ru
Сайт создан в системе uCoz