Сергей Юрьевич Глазьев
"МВФ как орудие внутренней политики России"


МВФ КАК ОРУДИЕ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ (1999)
Опубликовано в "Независимой газете" 5 марта 1999 года.

Истерия, раздуваемая противниками правительства вокруг трудностей на переговорах с МВФ, имеет очевидную цель — использовать неконструктивную позицию последнего как орудие "выдавливания" из правительства лиц, пытающихся отстаивать национальные интересы и блокирующих попытки "олигархов" вернуть себе утраченные возможности бесконтрольного управления страной.

Неявный союз МВФ и российской финансовой олигархии давно не проявлялся так четко, как в последние дни. Если раньше они поддерживали друг друга неявно (олигархия присваивала национальные богатства, а МВФ "делал" политику), то нынешняя бессмысленно жесткая позиция Фонда и ее активное разыгрывание на российской политической сцене свидетельствует о спланированной кампании по провоцированию политического кризиса с целью изменения состава правительства и сохранения прежней политики "Вашингтонского консенсуса". Напомним, что суть последней заключается в самоустранении государства от регулирования экономики, ограничении его функции поддержанием правопорядка и административным регулированием денежной массы. Проведение этой политики стало идеологической основой для формирования в России криминально-олигархического способа распределения ресурсов. Принципы "Вашингтонского консенсуса" были практически использованы оборотистыми "реформаторами" для ухода от ответственности за крупномасштабное присвоение государственной собственности, многочисленные злоупотребления служебным положением в целях наживы, а также позволили легализовать разнообразные способы казнокрадства, самым "эффективным" из которых стала недавно обрушившаяся пирамида ГКО.

Вероятно, большинство экспертов МВФ, принимавших участие в формировании российской экономическая политики, не подозревали, что навязывавшаяся ими радикально-либеральная реформа стала хорошим прикрытием для многих темных дел по расхищению национального богатства России, расцвета коррупции и организованной преступности. Хотя есть определенные свидетельства о прямой вовлеченности некоторых высокопоставленных чиновников Фонда в крупномасштабные финансовые авантюры, проводившиеся в России под предлогом макроэкономической стабилизации, мы пока будем исходить из того, что намерения и позиция МВФ в России не мотивировалась ничем, кроме благородных задач продвижения экономической реформы. В этом случае разыгрывание "карты" МВФ на российской внутриполитической сцене останется целиком на совести отечественных режиссеров, а Фонд будет выглядеть просто малокомпетентной и безответственной организацией.

Вспомним некоторые позабытые сегодня эпизоды этого розыгрыша с особо крупными негативными последствиями для страны.

1992 год. Начало радикальной либеральной реформы. Отсутствие реального плана преобразований, явная авантюрность многих решений, включая избранные способы либерализации цен и приватизации госимущества, камуфлировались "позицией МВФ". Под аккомпанемент бесконечных аргументов "МВФ требует" убеждали Верховный Совет и Президента в необходимости принятия авантюрных и далеко не всегда бескорыстных решений, в действительности спланированных доморощенными "реформаторами", а затем согласованных с МВФ и представленных в форме его "требований".

1993 год. Позорный расстрел Верховного Совета оправдывался в глазах мирового сообщества как необходимый акт для продолжения прогрессивных преобразований, которым парламент якобы препятствовал. В действительности хорошо известно, что главной причиной этой расправы стало противодействие Верховного Совета попыткам незаконной приватизации госимущества и присвоения бюджетных средств. МВФ фактически оправдал не только этот немыслимый для демократических институтов акт, но колоссальное по размеру казнокрадство, последовавшее затем со стороны "победителей" путем предоставления себе многочисленных льгот по уплате налогов и таможенных пошлин в конце 1993-1994 годах общим объемом в десятки триллионов рублей.

1995-1996 годы. Позицией МВФ оправдывают отдельные крупномасштабные аферы и решения, направленные на реализацию частных интересов формирующихся олигархических кланов. Печально знаменитые "залоговые аукционы" преподносятся как осуществление требований Фонда по приватизации госимущества. Отмена экспортных пошлин на природный газ и другие сырьевые товары и переток природной ренты от государства в частные привилегированные структуры оправдывается требованиями Фонда по либерализации внешней торговли. Перераспределение бюджетных средств через разорительные для казны кредиты "своих" коммерческих банков оправдывается требованиями МВФ по неинфляционому финансированию дефицита бюджета.

1996-1998 годы. Афера века — "финансовая пирамида" ГКО-ОФЗ, связавшая практически все свободные денежные ресурсы, сбережения населения и свыше 20 млрд. долларов иностранных инвестиций и рухнувшая 17 августа. Вопреки многочисленным предупреждениям специалистов и даже Федерального Собрания о неизбежном крахе проводившейся политики государственных заимствований по принципу "финансовой пирамиды" МВФ закрывал на это глаза и фактически оправдывал эту политику под видом "цивилизованного" и якобы неинфляционного финансирования дефицита бюджета. Временная комиссия Совета Федерации по расследованию причин, обстоятельств и последствий принятия решений Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации от 17 августа 1998 года пришла к выводам, что главные причины краха 17 августа связаны с некомпетентностью и халатностью принимавших решения лиц и с допущенными ими стратегическими ошибками. Все это стало возможным во многом благодаря позиции МВФ, неизменно оправдывавшего эту политику и выставлявшего ей "знак качества" в своих положительных решениях на заявления правительства и Центрального банка об экономической политике.

Очевидно, что МВФ несет свою долю ответственности за фактический провал экономической реформы в России как организация, непосредственно влиявшая на принимавшиеся решения. Разумеется, эта ответственность им отрицается. Любопытно, что и в этом позиция МВФ абсолютно солидарна с позицией отечественной "олигархии" — все списывается на сопротивление реформам со стороны оппозиции, народа, парламента. Даже вину за сооружение финансовой пирамиды ГКО они пытаются свалить на Государственную Думу, которая якобы раздувала бюджетный дефицит, игнорируя очевидные факты роста последнего в результате эскалации расходов на обслуживание государственного долга.

Мы далеки от мысли обвинять Фонд в организации экономической катастрофы в России. Это наше внутреннее дело и ответственность лежит на тех, кто, получив власть, формировал и реализовал разрушительную политику. Тем более, что ретроспективный анализ показывает: МВФ активно использовался доморощенными "реформаторами" для прикрытия своих действий, имеющих мало общего с установками Фонда и даже несовместимых с его либеральной идеологией. И все-таки менее возникает вопрос об ответственности МВФ перед своими хозяевами, которые одновременно являются кредиторами России.

Смешно и наивно обижаться на МВФ за игнорирование им национальных интересов России. Его функция — контролировать и направлять экономическая политику в России в интересах кредиторов. Именно на их коллективную волю опирается МВФ и в этом источник его могущества. Зависимость России от Фонда объясняется не тем, что он дает кредиты (роль последних невелика), а тем, что он как представитель внешних кредиторов России наделен ими полномочиями представлять их коллективные интересы. Поэтому без одобрения МВФ экономической политики правительства и Центрального банка Россия не может получит доступ к кредитам Парижского и Лондонского клубов кредиторов, а также добиваться необходимых решений по реструктуризации долгов. Основой влияния МВФ на формирование экономической политики в России была и остается наша неподъемная внешняя задолженность, для обслуживания которой нужны почти ежегодные решения кредиторов по реструктуризации долга. Последние принимают эти решения только после одобрения Фондом программы правительства и Центральный банк на каждый очередной год. Надо признать, что эта зависимость изначально возникла вследствие непродуманного решения о признании Россией ответственности за обслуживание долга СССР без каких-либо предварительных условий. Этот аванс, данный нашими "реформаторами" кредиторам и МВФ, можно считать своеобразной сделкой, ради которой Фонд на многое закрыл глаза, позволив себя разыгрывать в грязной игре по расхищению национального богатства России. В этой сделке Фонд получил могущественную позицию коллективного представителя внешних кредиторов и надсмотрщика за экономическими реформами на всем постсоветском пространстве, а "реформаторы" — безраздельную власть, освященную авторитетом МВФ.

Проблема заключается в том, что обе стороны этой сделки не выполнили своих обязательств перед хозяевами и повели в этом смысле себя подобно жуликоватым управляющим, промотавшим доверенное им чужое имущество. "Реформаторы", управляя правительством, нарушили все свои обязательства перед народом, не говоря уже о бесчисленных нарушениях российских законов. МВФ нарушил обязательства перед кредиторами — вместо того чтобы добиваться подъема российской экономики до необходимого уровня платежеспособности он, вольно или невольно, содействовал банкротству страны. Удивительно, что кредиторы продолжают оказывать ему доверие, принуждая сегодня Российское правительство к соглашению с МВФ как необходимому условию принятия необходимых и им, и нам решений о реструктуризации внешнего долга.

Логики в этом нет. Следовательно, есть какие-то скрытые интересы, заводящие взаимоотношения России и стран-кредиторов в тупик. Это интересы международного финансового капитала, которые неявно проводит МВФ, повсеместно внедряя доктрину "Вашингтонского консенсуса". Эти интересы заключаются в устранении национальных барьеров и препятствий на пути свободного движения международного капитала, прекращении какого-либо государственного регулирования его движения, предоставлении ему максимально благоприятных условий деятельности и освобождении от всякой ответственности в странах "периферийного капитализма". Именно в продвижении этих интересов в России достигнут несомненный успех. Причем самым большим достижением этой политики следует считать финансовый крах 17 августа, который основательно расчистил российскую "экономическую площадку" для международного капитала — после него контроль за всей российской экономикой под силу установить нескольким крупным международным банкам. Неудивительно, что господа Фишер, Олдинг-Сми и другие высокопоставленные чиновники МВФ, отвечавшие за финансовую политику в России, не препятствовали ни заведомо разрушительной политике эскалации государственных заимствований по принципу "финансовой пирамиды", ни принятию решений 17 августа, о которых заранее были проинформированы и которые фактически были ими согласованы по просьбе "младших партнеров" из числа авторов решений 17 августа. Среди последних, как установлено, главную роль сыграли Чубайс, Гайдар, Кириенко, Дубинин и Алексашенко.

Не случайно эти организаторы банкротства российской финансовой системы до сих пор пользуются влиянием у МВФ. Не секрет, что их мнение выслушивается и учитывается при формировании нынешней позиции Фонда на переговорах с правительством России. Совершив действия, которые во всех без исключения странах "семерки" рассматриваются как тяжкие преступления против общества, грубо нарушив нормы российского и международного права, нанеся России ущерб в сотни миллиардов рублей (по официальным оценкам, решения от 17 августа обошлись нашей экономике в 300 млрд.руб. недопроизведенного валового продукта, более 50 млрд.руб. недополученных бюджетных доходов, 100-150 млрд.руб. потерь банковской системы, 30% снижения реальных доходов населения), эти "герои 17 августа" не оставляют попыток вернуть себе власть в России, и МВФ фактически им в этом помогает.

Таким образом, абсурдная ситуация, сложившаяся на переговорах правительства России и МВФ имеет свое объяснение. Выдвигая заведомо неприемлемые требования (в частности, пересмотреть только что принятый Закон о бюджете с целью резкого увеличения расходов на обслуживание государственного долга до 40-50% всей его расходной части) делегация и руководство Фонда фактически провоцируют их срыв и подставляют Россию под дефолт по внешним обязательствам. Признаком злого умысла является также парадоксальная непоследовательность МВФ в ряде идеологически принципиальных для Фонда вопросов. Если все годы реформ они выступали за снижение налогов, то теперь требуют отмены начатой правительством налоговой реформы, фактически настаивая на увеличении налогового бремени. Если раньше МВФ требовал полной либерализации внешней торговли, то теперь вдруг стал настаивать на введении значительных экспортных пошлин. Такая непоследовательность в принципиальных идеологических вопросах — явный признак конъюнктурности сегодняшней заведомо неконструктивной позиции МВФ.

Анализ поведения делегации МВФ на переговорах позволяет предположить их ориентацию на умышленный провал. Замысел российских организаторов этого спектакля из числа потерявших свое влияние "олигархов" и поставленных ими бывших министров, выброшенных из правительства крахом 17 августа, предельно прост: сорвать переговоры, подвести страну под угрозу дефолта, спровоцировать этим правительственный кризис, прошантажировать Президента силами зарубежных кредиторов и вернуть себе власть. Поэтому они через ангажированных журналистов и политиков настойчиво советуют правительству договариваться с МВФ, представляя этот процесс Президенту и общественности как дело техники, квалификации и опыта. Тем самым они укрепляют неконструктивность позиции Фонда, ослабляют позиции правительства и ведут дело к срыву переговоров и дефолту России по внешним обязательствам. Этот сценарий вполне устраивает и международный спекулятивный капитал, имеющий влиятельное лобби в Вашингтоне. Но он не нужен ни России, ни кредиторам.

Главные кредиторы России имеют мало общего с мегаспекулянтами, паразитировавшими на строительстве "финансовых пирамид" из российского бюджета. Наше правительство брало деньги у государств, у крупных банков под гарантии соответствующих правительств на рынке через облигационные займы. Но раздавало свои доходы и имущество спекулянтам посредством одобренных МВФ механизмов разорительных внутренних заимствований, квазибесплатной приватизации и т.п. Следовательно, интересы МВФ и интересы кредиторов, самым крупным из которых является Германия, существенно расходятся. Надо признать, что когда последние во многом справедливо критикуют Правительство России за разбазаривание полученных кредитов и неумение управлять национальными ресурсами, то эта же критика в полной мере относится и к МВФ. А это означает, что делегирование МВФ функции коллективного представителя кредиторов в нынешней ситуации абсурдно. Его роль уже не может быть конструктивной для главных кредиторов России — он ангажирован под обслуживание других интересов, направленных не на оздоровление финансовой ситуации в России, а, напротив, на углубление долгового кризиса.

Это означает бессмысленность продолжения переговоров с МВФ в виду явно неконструктивной позиции последнего. Речь не идет о политическом давлении на Фонд. Нужно раскрыть кредиторам разрушительные последствия его деятельности в России, сказать, наконец, что "король-то голый": некомпетентность, ангажированность и неконструктивность МВФ означают его несоответствие функциям представителя интересов кредитора. Одновременно необходимо выходить на прямые переговоры с кредиторами, не прибегая к посредническим услугам Фонда.

Разумеется, это не просто. Кредиторы сами делегировали МВФ полномочия, и другого института формирования и представительства их коллективных интересов у них нет. Прямые переговоры будут для них очень хлопотным и непривычным делом. Но в этом и заключается искусство дипломатии — объяснить партнерам, что в их же интересах поменять правила игры. Или игроков. Что для них проще, они решат сами. Нам нужно сказать правду о радикальной реформе, о ее последствиях, о роли МВФ в политике саморазрушения российской экономики. Не надо плакаться в жилетку — нужен прямой, откровенный разговор с теми, кто давал деньги. Если это будет сделано грамотно и достойно, то, как люди прагматичные, они поймут и наши, и свои ошибки. И общими усилиями мы сумеем найти выход из этой весьма неприятной для всех ситуации.



Источник: http://www.glazev.ru/
ВВЕРХ  ^ 

Православный сайт Никиты Последняя модификация: 25.08.02.
 
Православный сайт Никиты http://www.rusotechestvo.narod.ru
Сайт создан в системе uCoz