13 декабря 2000 г. Брифинг "О присоединении России к Всемирной торговой организации"
Тема сегодняшнего брифинга – вступление в ВТО. Как известно, Россия ведет сложный, многоступенчатый процесс переговоров о присоединении к Всемирной торговой организации с 1993 года. На данном этапе этого процесса нам предстоит принять ряд решений по корректировке действующего законодательства. Нам придется вносить многочисленные изменения в блоки законов, связанных с внешней торговлей, иностранными инвестициями, предпринимательской деятельностью.
Российское законодательство в целом отвечает требованиям рыночной экономики. Однако есть много, казалось бы, технических вопросов, которые тем не менее прямо или косвенно влияют на допуск иностранных инвесторов на российский рынок. Поэтому при вступлении в ВТО нам необходимо найти четкий баланс между национальными интересами и требованиями ВТО. Кроме того, после подписания соглашения о вступлении в эту международную торговую организацию нужно будет ратифицировать примерно двадцать соглашений и протоколов. А это, как известно, - прерогатива Государственной Думы.
Естественно, что столь сложный и деликатный процесс требует непосредственного вовлечения в работу по подготовке соглашения депутатов Госдумы. Они должны быть осведомлены об условиях присоединения, о ходе переговоров, должны иметь возможность высказывать свое мнение.
Если мы хотим уберечь правительство и президента от возможных конфузов в ходе ратификации протоколов, не допустить провала ратифицикации договора о вступлении в ВТО уже после подписания, то нам необходимо уже сейчас привлекать Государственную Думу к переговорному процессу. Обсуждать спорные вопросы, находить компромиссные решения и таким образом разделять с правительством ответственность за принятие этого чрезвычайно важного для страны решения.
Должен заметить, что здесь крайне важно соблюсти баланс уступок и выгод, которые мы получим в результате вступления в ВТО. С этой целью при Комитете по экономической политике и предпринимательству был создан Экспертный совет по законодательству в области внешней торговли и иностранных инвестиций. Совет включает в себя представителей Думы, правительства, научного и делового сообщества. Мы хотим добиться формирования общенационального консенсуса по ключевым вопросам, который бы определял общую позицию наших деловых кругов, которые по сути дела, являются главными «потребителями» этой деятельности, позицию научного сообщества, законодателей, правительства.
Только сформировав такую единую позицию мы сможем рассчитывать на то, что в ходе подготовки договора не будут допущены ошибки, исправить которые потом будет крайне сложно. Так чтобы выгоды для России превышали возможные потери от тех уступок, которые нам придется сделать. Вопрос этот чрезвычайно деликатный и требует учета позиций и мнений не только различных политических сил, но и тех структур, организаций, которые работают в реальной экономике, и которым мы должны обеспечить максимально благоприятные условия деятельности.
Итар-Тасс – Когда Россия реально сможет вступить в ВТО?
Сергей Глазьев – Есть два варианта. Либо мы завершим переговорный процесс и подпишем соглашения до декабря будущего года. Либо - если мы в это окно не успеем войти, то процесс может затянуться на длительное время. Предсказать когда в этом случае мы присоединимся к ВТО, я не берусь. Дело в том, что через год ВТО вступает в новую фазу своей жизни, начинается очередной раунд многостронних переговоров по широкому комплексу вопросов, связанных прежде всего с торговлей услугами.
Вообще, этот раунд планировалось начать раньше, но на переговорах в Сиэтле он был сорван. В результате сейчас появилась некая пауза, и ВТО готова к серьезным переговорам с нашей страной. После декабря 2001 года такие возможности сокращаются в силу того, что в ВТО просто будут другие приоритеты, связанные прежде всего с корректировкой базового соглашения, изменением общих норм деятельности ВТО в связи с расширением сферы полномочий этой организации в торговле услугами.
Известия - Вы говорили о выгодах и уступках при вступлении в ВТО. Не могли бы вы назвать наиболее принципиальные из них?
Сергей Глазьев. ВТО, к примеру, требует снижения таможенных барьеров. Российское правительство пошло на некоторые уступки еще до начала переговоров. О преждевременности снижения импортных тарифов до завершения переговоров с ВТО говорили представители деловых кругов. Соответствующее обращение к правительству готовила Дума. В итоге нам удалось частично минимизировать ущерб от этой односторонней уступки. Но драматизм этой ситуации доказывает еще раз, что любая корректировка импортных тарифов затрагивает интересы участников рынка. Мы должны понимать, что если мы уступаем и снижаем наши импортные тарифы, то должны иметь какие-то компенсации в сфере доступа наших товаров на мировые рынки.
Вторая проблема - это количественные ограничения. В настоящее время в нашем законодательстве действует множество количественных ограничений во внешней торговле, правда, не столько в сфере торговли товарами, сколько в сфере торговли услугами. Это касается, к примеру, ограничения деятельности иностранных банков, иностранных страховых компаний на российском рынке. Между тем мы должны учитывать слабость российского финансового рынка после краха 1998 года и очень осторожно подходить к любым уступкам в этой сфере. Слишком велика цена этого вопроса. Вряд ли стоит забывать, что все наши коммерческие банки по своему капиталу в совокупности не превышают размеры одного крупного американского или европейского банка.
Полная либерализация доступа на российский рынок иностранных банков и страховых компаний при таком неравенстве сил будет означать абсолютное доминирование иностранных компаний на нашем рынке.
Все эти вопросы очень важны и с точки зрения экономической безопасности страны, и с точки зрения дальнейшего экономического роста. Вступая в ВТО, мы должны четко осознавать, что мы жертвуем определенной частью собственного экономического суверенитета. Поэтому все наши уступки ВТО должны быть осмысленными. Надо понимать, что обратной дороги не будет. Вступить в ВТО можно только один раз. Все последующие изменения в режиме внешней торговле, если мы их захотим внести, потребуют крайне сложных международных переговоров. В одностороннем порядке внести коррективы в режим нашей внешней торговли мы больше не сможем.
Есть и третья проблема, связанная с сохранением таможенного союза с государствами Содружества, сохранением режима свободной торговли с ними. Мы не должны потерять таможенный союз со странами СНГ.
Вот лишь краткий перечень тех крупных проблем, которые должны самым тщательным образом обсуждаться в ходе переговорного процесса по вступлению России в ВТО.
Известия – А что мы приобретаем от вступления в ВТО?
Сергей Глазьев - Что мы приобретаем? – Возможность продвижения наших товаров на мировых рынках. Мы являемся второй после Китая страной, товары которой подвергаются дискриминации. Мы теряем миллиарды долларов экспортной выручки из-за того, что против наших товаропроизводителей действуют санкции и в Европе, и в США по довольно большому кругу товаров. Мы страдаем не только от антидемпинговых санкций (химическая промышленность, уран) но и количественных ограничений (например, экспорт текстиля). И сталкиваясь с дискриминацией, мы не в состоянии использовать действующие в мире механизмы решения подобных вопросов для отстаивания своей позиции. Вступление в ВТО даст возможность решать все спорные вопросы через механизмы этой международной организации.
Финансовая Россия – Одна из стран СНГ- Киргизия- уже является членом ВТО. Как теперь быть с таможенным союзом с Россией?
Сергей Глазьев – Я выскажу свою сугубо личную точку зрения. Мне представляется, что нужно ставить вопрос об исключении Киргизии из таможенного союза. Дело в том, что на тех условиях, на которых вступила в ВТО Киргизия, мы присоединяться к этой организации не можем и не станем. Но надо помнить, что таможенный союз - это единое таможенное пространство, единые органы регулирования таможни. И не может одна таможня, действующая в едином пространства, на одной части Союза – границе с Киргизией – взимать одни пошлины, и совсем другие пошлины на остальной территории.
Мы можем сохранить с Киргизией режим свободной торговли, но должны вывести ее из таможенного союза. Это не ущемляет интерсов Киргизии, раз она в одностороннем порядке решила изменить режим своей внешней торговли. И одновременно не ставит нас перед необходимостью присоединяться к ВТО на тех же условиях, как Киргизия. Напомню, что Киргизия вступила в ВТО полностью на условиях этой международной организации.
Скажу также, что мне кажется преждевременным решение о включении в таможенный союз Таджикистана. Понятно, что это было чисто политическое решение. Но в принципе все страны, входящие в таможенный союз, должны были бы в единой команде с нами вести переговоры о вступлении с ВТО. Согласитесь, что позиция которую занимают наши партнеры по союзу сейчас несколько странна. Они готовы поступиться своим суверенитетом для присоединения к международной организацией, но ставят всяческие препоны для настоящей интеграции с Россией.
В целом могу еще раз повторить, что процесс вступления в ВТО – серьезный, требующий тщательных переговоров, процесс. Наша главная задача – получение условий членства в ВТО, которые исключали бы ущемление наших прав в сфере международной торговли и обеспечили бы реальное улучшение доступа на мировые рынки товаров и услуг.