Сергей Юрьевич Глазьев
"Ответы на вопросы газеты «Финансовая Россия»"


ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ГАЗЕТЫ «ФИНАНСОВАЯ РОССИЯ» (1999)
1. Как Вы оцениваете сегодняшнее состояние российской банковской системы?

Состояние российской банковской системы по-прежнему удручает. Она так и не оправилась после августовского (1998 года) кризиса, большая часть так называемых «системообразующих банков» лопнули, а новой системы пока не сложилось. Собственно, по другому и не могло произойти, так как основные российские банки таковыми не являлись. Они не выполняли основную банковскую функцию трансформации сбережений в инвестиции, а занимались главным образом финансовыми спекуляциями и перекачиванием денег за рубеж. Они безответственно играли чужими деньгами на сверхприбыльных финансовых пирамидах, состригая купоны и не думая о надежности своих операций. Неудивительно, что они обанкротились, как только произошла резкая девальвация рубля — их бумажные активы обесценились, а валютные обязательства, наоборот, подорожали. Кризис лишь выявил их сущность «стиральных машин» по «отмыванию» денег клиентов в карманы их хозяев.

Выжили в основном банки, имевшие устойчивые связи с доходными предприятиями реального сектора. Но и они работают не столько как банки, сколько как финансовые компании, управляющие в интересах их хозяев соответствующими денежными потоками. Приходится признать, что, несмотря на большое число банковских учреждений, настоящих банков, трансформирующих сбережения в инвестиции, очень мало.

2. Как Вы оцениваете предпринимаемые Центробанком и Арко шаги по выводу банковской системы страны из кризиса (что из уже сделанного положительно и какие допущены ошибки)?

К сожалению, Центральный банк, сняв с себя ответственность за состояние банковской системы, оказался не на высоте и после финансового краха. Вместо того чтобы предпринять давно назревшие меры по формированию новой сети системообразующих банков, ориентированных на реальный сектор и обеспечивающих стабильность банковской системы в целом, Центральный банк избрал стратегию волюнтаристской поддержки избранных привилегированных банков. Многомиллиардные кредиты, эмитированные ЦБ на цели санации банковской системы, исчезли в закромах немногих далеко не самых эффективных, но очень влиятельных структур. Причем последние даже не посчитали необходимым восстановить вклады населения, «уведя» кредиты Центробанка в неизвестном направлении.

Из всех возможных вариантов санации банковской системы — путем восстановления вкладов населения, путем реструктуризации под государственным контролем наиболее важных для экономики страны структур, путем стимулирования роста здоровых банков — был выбран самый неэффективный, но зато самый уязвимый (в плане коррупции) вариант. Неудивительно, что спустя год после финансового краха ситуация в банковской сфере мало изменилась. Население осталось без большей части вкладов, потеряв доверие к банковской системе, а банковская система — без надежных коммерческих банков, гарантирующих сохранность сбережений и эффективность инвестиций. Уровень инвестиционной активности не изменился, роль коммерческих банков в инвестициях в реальный сектор экономики ничтожна, сбережения населения почти полностью омертвляются в долларах.

По сути реструктуризация банковской системы провалилась. Во всяком случае с точки зрения общественных интересов и целей оздоровления экономики. Хотя, вероятно, с точки зрения отдельных получателей центробанковских кредитов реструктуризация оказалась весьма эффективной.

3. Как известно, Международный валютный фонд выдвинул по отношению к России ряд условий выделения кредита. Это проведение ежеквартального аудита управления золотовалютными резервами ЦБ РФ, составления графика перехода Центробанка и коммерческих банков на международные стандарты финансовой отчетности, графика продажи доли ЦБ РФ в трех росзагранбанках и выполнение принципов международного Кодекса образцовой практики в части прозрачности фискальных и денежно-кредитных отношений. Как Вы считаете, соотносятся ли требования фонда с интересами России? Если нет (да), то почему?

Бесконтрольность Центрального банка стала причиной стратегических ошибок в денежно-кредитной политике и серьезных злоупотреблений и финансовых махинаций. Бесконтрольность порождает безответственность и вседозволенность. Следствием этого, в частности, стала демонетизация производственной сферы, колоссальный вывоз российских капиталов за рубеж, прямая вовлеченность Центрального банка в финансовые спекуляции с государственными обязательствами, закончившаяся финансовым крахом в августе прошлого года. Некомпетентность денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, громкие скандалы вокруг осуществлявшихся им спекуляций, колоссальный ущерб от этой деятельности для экономики страны предопредели жесткое требование Совета Федерации в отношении необходимости изменения закона о Центральном банке. Соответствующая законодательная инициатива Совета Федерации предусматривает расширение ответственности Центрального банка за состояние денежного обращения, декоммерциализацию его деятельности, прозрачность принятия важнейших решений. После фактического разорения Сбербанка, пострадавшего в результате чрезмерного увлечения спекуляциями с ГКО, а также скандала с фирмой «ФИМАКО», через которую будто бы прокачивались валютные резервы ЦБ, очевидной стала необходимость изъятия из ведения Центробанка акций других коммерческих банков. Это не только порождает очевидный конфликт интересов в деятельности Банка России, но и создает идеальные условия для злоупотреблений. Но эти акции принадлежат государству и речь должна идти не об их приватизации (ЦБ кстати не может приватизировать то, что ему не принадлежит), а о передаче в управление правительству.

Что касается претензий МВФ контролировать Банк России, то они не имеют ни юридических, ни содержательных, ни тем более политических оснований. Мы видим последствия контроля МВФ за денежно-кредитной политикой, проводимой правительством и Центарльным банком. Навязанные МВФ меры управления денежным предложением привели к банкротству половины российской промышленности и пятикратному падению инвестиций. Расширение влияния МВФ будет иметь для российской экономики еще более тяжелые последствия. Мы должны вести речь не о внешнем контроле над Центральным банком со стороны каких-либо иностранных организаций (что означало бы дальнейший демонтаж нашего национального суверенитета), а об установлении элементарного контроля над его деятельностью со стороны Федерального Собрания, на котором лежит серьезная доля политической ответственности за работу Банка России. В частности, согласно уже упоминавшейся выше законодательной инициативе Совета Федерации, должна быть введена процедура утверждения парламентом ежегодных основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

4. Международный валютный фонд настаивает на банкротстве проблемных коммерческих банков. Однако Центробанк не торопится выполнять требования фонда. Почему? Правильно ли это? Думаю, что требования МВФ не столь категоричны. Вообще довольно странно с позиций рыночного либерализма, которые отстаивает МВФ, требовать усиления административного произвола в отношении определения судьбы проблемных банков. Это не его дело. И, строго говоря, даже ЦБ не должен был бы этим заниматься. Банкротство банка это процедура, затрагивающая имущественные права огромного числа субъектов — вкладчиков, кредиторов, акционеров банка. Эта процедура в правовом государстве может быть только судебной. Кстати, в той же законодательной инициативе Совета Федерации предлагается отделить функции банковского контроля от Центрального банка. Этим должен заниматься самостоятельный орган — Комитет по банковскому надзору. Так будет объективнее, учитывая характерные для нынешнего статуса Банка России конфликты интересов.

5. Для восстановления экономики страны необходимы инвестиции. Правительство пытается найти их за рубежом. Между тем, по различным оценкам, у населения лежит «под матрасом» от 60 до 100 млрд. долларов. Понятно, что в этой ситуации необходимо восстановить доверие людей к банковской системам в целом. Однако закон «О гарантировании вкладов граждан в банках» не принимается вот уже пятый год. Как по-Вашему, в чем причина? Нужен ли он?

Против принятия этого законопроекта работает влиятельное лобби представителей структур, которым этот закон не выгоден. Сегодня монопольным правом на гарантии государства пользуются только коммерческие банки, управляемые Центральным банком. Это одно из проявлений конфликта интересов, свойственного нынешнему положению Банка России. Именно здесь и следует искать источник противодействия принятию давно назревшей меры.

6. Сейчас очень часто говорят о том, что существующая налоговая система носит конфискационный характер и не дает развиваться производству, банковской системе и т.д. Так ли это, если так, то как ее изменить?

Наши предложения по налоговой реформе предусматривают:

снижение налогового бремени и рационализацию налоговой системы. «Планируемая нами налоговая реформа должна обеспечить: перенос тяжести налогообложения с доходов, получаемых от трудовой, инновационной и инвестиционной деятельности, на налогообложение рентных доходов от эксплуатации природных ресурсов, доходов от собственности, а также доходов от деятельности, связанной с негативными экологическими и социальными последствиями. Базой налогообложения станут не результаты производства, а ресурсы, находящиеся в пользовании того или иного предприятия, и последствия его деятельности, наносящие вред обществу. Налоговая система станет выполнять стимулирующую роль. У предприятий появится прямая заинтересованность в эффективном использовании имеющихся возможностей, сложится мощный противозатратный механизм.

Наш проект налоговой реформы предполагает:

существенное снижение совокупных ставок налогов на добавленную стоимость, прибыль и оплату труда до уровня 30-35% от величины чистого продукта предприятий; перенос тяжести налогообложения с производства на потребление, с отечественного производства на импорт;

освобождение от налогообложения расходов, направляемых на цели развития производства и освоения новой техники, на научные исследования и разработки, на пополнение оборотных средств предприятий;

упрощение налоговой системы;

двукратное снижение НДС;

снижение налога на прибыль предприятий до 10%;

расширение сферы применения вмененного налога в сфере услуг и малом бизнесе;

перераспределение тяжести налогообложения от малоимущих граждан на лиц с высокими и сверхвысокими доходами;

устранение налоговой дискриминации отечественных товаропроизводителей по сравнению с импортерами.

Для оживления производства будут предоставляться налоговые кредиты предприятиям, расширяющим производство и наращивающим инвестиции.

Преодоление бюджетного кризиса и проведение налоговой реформы потребует мобилизации в бюджет всех доходов неналогового характера. В том числе:

резкое повышение эффективности использования государственного имущества за счет кардинального усиления ответственности назначаемых от имени государства управляющих и контроля трудовых коллективов за администрацией предприятия;

перечисление всей прибыли Центрального банка в доход федерального бюджета;

введение реальной государственной монополии на оборот и импорт этилового спирта;

восстановление экспортного тарифа на вывоз природного газа, сырой нефти ограниченной номенклатуры сырьевых ресурсов, в цене которых велик вес природной ренты и неоплаченного загрязнения природной среды при снижении акцизов на внутреннее потребление энергоносителей;

отмена необоснованных и неконтролируемых льгот в таможенном законодательстве;

восстановление государственного контроля над управлением валютными резервами страны;

эффективное использование государственного имущества за рубежом и возврат долгов других стран России;

вытеснение «теневой» экономики за счет упрощения и рационализации системы налогообложения, снижения налогового бремени».

Прежде чем восстанавливать банковскую систему, необходимо предпринять конкретные шаги для восстановления, экономики. Без этого банковская система так никогда и не заработает. Согласны ли Вы с этим? Если согласны, то что именно необходимо сейчас предпринять для восстановления экономики и банковской системы?

Ответ на этот вопрос можно найти в экономической программе народно-патриотических сил.

9. Некоторые эксперты говорят о том, что уже сейчас надо готовиться к тому, что сразу после выборов в страну буквально «хлынут» деньги инвесторов. Как Вы оцениваете такие прогнозы?

Во-первых зарубежные деньги «хлынут» только после оживления внутреннего инвестиционного процесса. Иностранцы не станут рисковать «поперед батьки». Этому учит международный опыт. Бум иностранных инвестиций всегда наступает вслед за устойчивым ростом внутренней инвестиционной активности.

Во-вторых, снижения политических рисков для инвестиционного бума не достаточно. Для этого нужен благоприятный инвестиционный климат. Увлеченность правительства поощрением финансовых спекуляций улучшению этого климата, мягко говоря, не способствует. Поэтому если экономическая политика после выборов не изменится, то инвестиционная активность останется на том же уровне.

10. Положа руку на сердце, ответьте, сколько лет понадобится России, чтобы встать с колен? Когда экономика и банки страны, наконец, заработают? Когда люди будут получать полноценную зарплату и не бояться за завтрашний день? 10-20-50-100 лет?

Если будет реализована наша программа (движения народно-патриотических сил «За победу»), то выйти на дореформенный уровень жизни можно будет уже через 4-5 лет. Что касается восстановления мировых позиций России и возвращения нашей страны на передовые рубежи научно-технического прогресса и мировой экономической мощи, то для этого потребуется не менее десятилетия.



Источник: http://www.glazev.ru/
ВВЕРХ  ^ 

Православный сайт Никиты Последняя модификация: 25.08.02.
 
Православный сайт Никиты http://www.rusotechestvo.narod.ru
Сайт создан в системе uCoz