Сергей Юрьевич Глазьев
"Что пожелать новому правительству?"


ЧТО ПОЖЕЛАТЬ НОВОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ? (1998)
Интервью журналу «Русский дом»


17 августа произошло банкротство проводившейся макроэкономической политики, унесшее десятки миллиардов рублей населения, предприятий, банков. Многие заговорили о крахе российской экономики, бесперспективности рыночной реформы в нашей стране. Так ли это на самом деле? Как Вы оцениваете наше будущее?

Крах спекулятивно-паразитической экономики, основанной на сооружении финансовых пирамид, казнокрадстве, внешних и внутренних займах, монополизации рынка криминальными структурами и воровстве, не был неожиданным ни для специалистов, ни для самих проводников либерально-радикального экономического курса. Известные экономисты не только прогнозировали наступление финансово-экономического кризиса, но и за год до 17 августа 1998 г. предупреждали об этом власти, предлагали срочные меры для предотвращения обвала рынка государственных ценных бумаг. В частности, аналитическими центрами Совета Федерации, институтами Российской академии наук, Российским торгово-финансовом союзом еще весной были направлены в правительство и Центральный банк специальные доклады о саморазрушении финансовой системы государства, в которых даны точные оценки масштабов и характера надвигавшегося кризиса, обоснованы рекомендации по его нейтрализации. Однако руководители исполнительной власти никак на них не отреагировали и продолжали заявлять о финансовой стабилизации и прочности положения рубля вплоть до его обвала. Объясняется это сверхвыгодностью проводившейся экономической политики для финансовых спекулянтов, оказывавших серьезное влияние на принятие решений в правительстве и Центральном банке.

На фоне ужасающего разрушения научно-производственного потенциала российский рынок государственных обязательств стал самым прибыльным в мире, не говоря уже о других возможностях сверхдоходных операций, создаваемых денежными властями в ходе либерализации российской экономики. Золотая лихорадка финансовых спекуляций буквально инфицировала российский истэблишмент, застилая глаза на явное разорение государственных финансов и призрачность достигнутой стабилизации.

Доведя долю обслуживания государственного долга до трети расходной части бюджета, правящая олигархия фактически свела функции государства к выколачиванию налогов из производственной сферы и с населения для извлечения сверхприбылей через пирамиду гособязательств. Поражает масштаб перераспределения настоящих и будущих средств российских налогоплательщиков в карманы финансовых спекулянтов, достигавший 100 млрд.руб. (до 20 млрд. долл. в год).

Саморазрушительный характер финансовой политики, проводившейся в интересах правящей олигархии в ущерб интересам отечественных товаропроизводителей и подавляющего большинства населения, становится очевидным при анализе действий Центробанка по поддержанию пирамиды государственного долга в увязке с политикой использования валютных резервов. Созданный механизм «относительно законного зарабатывания денег» не приходил на ум даже Ильфу и Петрову. Этот механизм состоит всего из трех операций.

1. Минфин продает государственные обязательства под 30-100% годовых в зависимости от конъюнктуры рынка.

2. Иностранные спекулянты покупают рубли для приобретения ГКО, продавая доллары Центробанку.

3. Центробанк, эмитируя рубли на приобретение долларов, затем размещает купленную валюту в ценные бумаги иностранных государств, а также в краткосрочные депозиты в иностранных банках, доходность которых составляет 5-7% годовых. При этом гарантируется стабильный обменный курс рубля, свобода обмена рублей на иностранную валюту и вывоза капитала за рубеж.

Подведем баланс такого кругооборота огромных денежных сумм. Чистый ущерб для российского государства в разное время строительства финансовой пирамиды составлял 10-95% годовых на каждый купленный доллар. Принимая во внимание, что объем ГКО, находившийся у нерезидентов, составлял около 20 млрд. долл. в 1997 г., нетрудно посчитать, что при средней доходности государственных обязательств в 25% чистые потери российской финансовой системы только по операциям с иностранцами составили в 1997 г. около 4 млрд. долл.

Этот механизм саморазрушения финансовой системы государства не мог поддерживаться долго и закономерно рухнул 17 августа, обесценив заодно (в очередной раз) сбережения населения, доверенные финансовым аферистам.

В то же время, несмотря на большие потери, финансово-экономический кризис открывает возможности для перехода к созидательной политике экономического роста, активизации конкурентных преимуществ российской экономики, восстановления здоровых мотивационных механизмов производительного труда и роста на этой основе общественного благосостояния. Новому правительству надо использовать эти возможности и осуществить переход к социально ориентированной и справедливой экономической системе, в основе которой была бы защита прав граждан на труд и собственность, добросовестная конкуренция, справедливое распределение доходов, приоритет национальных интересов.

Что для этого от него требуется?

Правительству и Центральному банку следует кардинально изменить приоритеты экономической политики, переориентировать ее на решение задач оживления производства и подъема инвестиционной активности, обеспечения занятости и создания условий для роста экономики. Государственная экономическая политика должна обеспечить выгодность производственной деятельности, стимулировать производительный труд, содействовать научно-техническому прогрессу, повышению эффективности и конкурентоспособности отечественного производства. Для этого необходимо прекратить поддержку и стимулирование финансовых спекуляций, создать условия для притока денежных средств в производственную сферу и трансформации сбережений в инвестиции, обеспечить низкие процентные ставки, восстановить государственный контроль над ценообразованием в естественных монополиях, защитить законно приобретенные права собственности, ввести в действие механизмы рыночной конкуренции. Должен быть восстановлен принцип социальной справедливости в распределении национального богатства и дохода. Все формы экономического паразитизма: финансовые пирамиды, казнокрадство, присвоение государственного имущества, завышение цен и другие злоупотребления монопольным положением на рынке — необходимо решительно пресечь. Новое правительство обязано покончить с коррупцией, кардинально повысить качество и ответственность государственного управления. Формирование социально ориентированной рыночной экономики должно предусматривать распределение национального дохода в соответствии с общественной полезностью создаваемых благ и производительностью созидательного труда.

В общем это понятно. Но достаточно ли этого для преодоления кризиса?

В ситуации острого экономического и финансового кризиса правительство обязано принять все необходимые меры, чтобы обеспечить выживание населения, не допустить голода, массовой нищеты, замерзания жилых домов. Для этого надо мобилизовать находящиеся в распоряжении государства ресурсы: восстановить эффективное управление государственным имуществом, собрать в бюджет рентные доходы от эксплуатации природных ресурсов, акцизы на потребление алкоголя, доходы от эмиссии денег и других государственных монополий. Только на этой основе государство сможет обеспечить необходимый уровень бюджетных расходов, поддержание занятости и жизнедеятельности, гарантировать каждому гражданину России уровень минимального потребления.

Одновременно с решением задач выживания населения новое правительство обязано провести комплекс антикризисных мероприятий по устранению барьеров, препятствующих экономическому росту, притоку капитала в развитие производства, повышению занятости населения. Должны быть приняты мер, обеспечивающие восстановление научно-производственного потенциала, оживление простаивающих предприятий, оздоровление финансовой системы страны, права граждан на созидательный труд, активизацию конкурентных преимуществ российской экономики, прежде всего нашего интеллектуального и научного потенциала.

У нас уже нет ни времени, ни ресурсов на продолжение социальных и экономических экспериментов. Восстановление научно-производственного потенциала страны и переход к экономическому росту надо вести с опорой на собственные силы, не рассчитывая на внешние займы и иностранную помощь. Экономическую политику государства пора подчинить национальным интересам, защите отечественных товаропроизводителей, задачам обеспечения высокой конкурентоспособности отечественных предприятий на мировом рынке.

Как правительство это может сделать?

Главная проблема заключается в том, что при объективном наличии возможностей для решения перечисленных задач правительство не располагает необходимыми для этого инструментами и ресурсами. Последние находятся в управлении других государственных организаций, неподотчетных правительству и фактически приватизированных своими руководителями: Центральном банке (денежная эмиссия, валютное регулирование, кредитная политика, платежные отношения), «Газпроме» (главный источник валютных поступлений и теплоснабжения), РАО «ЕЭС России» и др. Без восстановления централизованного управления всеми ресурсами, принадлежащими государству, реализация основных задач антикризисной программы окажется невозможной, а действия правительства в лучшем случае сведутся к полезным, но фрагментарным или второстепенным мерам.

Принцип мобилизации всех находящихся в распоряжении государства ресурсов для преодоления кризиса не означает возврата к директивно управляемой экономике, хотя предполагает активное использование инструментов государственного регулирования рыночных отношений. Главным в сочетании мер административного характера и процессов рыночной самоорганизации является то, что первые применяются для запуска и поддержания или временной компенсации отсутствия вторых. При этом чем более устойчивы процессы рыночной самоорганизации, тем менее жестким должно быть государственное регулирование, и наоборот.

Не могли бы Вы более конкретно охарактеризовать перечень необходимых антикризисных мер?

Будем исходить из того, что в процессе преодоления кризиса должны быть решены следующие конкретные задачи:

гарантированное жизнеобеспечение населения;

выправление ценовых пропорций с целью восстановления рентабельности промышленного и сельскохозяйственного производства;

повышение уровня и доли оплаты труда в ВВП;

восстановление оборотных средств производственных предприятий через целевое регулирование денежно-кредитной политики, привязку эмиссии к рефинансированию производства под приемлемый процент;

организация процесса модернизации промышленности на основе новых технологий через многократное повышение инвестиционной активности при государственной поддержке;

существенное повышение (до 75-80%) загрузки производственных мощностей промышленных и сельскохозяйственных предприятий за счет сочетания государственных закупок, целевого кредитования оборотных средств предприятий, мер по защите рынка;

стабилизация обменного курса рубля на уровне, соответствующем требованию поддержания конкурентоспособности не менее 2/3 отечественных товаров;

переориентация банковской системы на трансформацию сбережений в инвестиции;

проведение дедолларизации банковской системы и торговли, осуществление централизации валютных резервов, восстановление и укрепление системы валютного контроля, создание механизма защиты внутренней экономики от разрушительных воздействий мирового финансового кризиса.

Перечислю меры, которые могли бы быть успешно применены для решения каждой из этих задач. Их можно разделить на две группы: меры по стабилизации финансово-экономической ситуации и меры по оживлению производства и инвестиционной активности, преодолению платежного кризиса.

К первой группе мер относятся следующие.

1. Обеспечение устойчивости рубля, стабилизация его обменного курса:

централизация валютных резервов, введение ограничений на использование валютных счетов, формирование на этой базе валютных резервов страны в размере 20-30 миллиардов долларов, в том числе фонда критического импорта;

введение обязательной продажи валютной выручки экспортеров Центральному банку, в том числе в целях формирования государственного валютного резерва; ужесточение контроля и сокращение сроков репатриации валютной выручки от экспорта;

установление государственного контроля за экспортными операциями предприятий, вывозящих основные экспортные сырьевые товары;

ужесточение валютного контроля за импортными операциями, решительное применение установленных санкций в отношении нарушений валютного законодательства, а также введение ограничений на приобретение иностранной валюты исключительно на цели оплаты импортных контрактов;

восстановление ограничений на вывоз капитала, принятие мер по ограничению ввоза спекулятивного капитала;

прекращение деятельности явных и скрытых оффшорных зон на территории России;

введение ограничений на ввоз иностранной наличной валюты по установленным нормативам для физических лиц, при запрете этих операций для юридических лиц, за исключением Центрального банка;

повышение устойчивости структуры валютных резервов страны, их диверсификация, отказ от привязки обменного курса рубля к доллару как в формировании валютных резервов, так и в политике регулирования и номинирования обменного курса;

восстановление экспортного тарифа на вывоз природного газа или введение госмонополии на этот вид деятельности с перечислением всей валютной выручки в государственный валютный резерв для финансирования импорта.

2. Регулирование цен с целью подавления их «взвинчивания» монополистами и устранение ценовых диспропорций:

«замораживание» цен на энергоносители, сырьевые товары и продукцию естественных монополий до выравнивания кумулятивных темпов их роста с ценами на готовую продукцию в течение последних лет;

введение процедуры предварительного декларирования повышения цен, жесткого контроля за ценами на товары первой необходимости;

резкое ужесточение антимонопольного регулирования торговли.

3. Преодоление бюджетного кризиса и жизнеобеспечение:

перечисление всей прибыли Центрального банка в доход федерального бюджета;

введение реальной государственной монополии на оборот этилового спирта, спиртосодержащих растворов и алкогольной продукции;

восстановление кредитов Центрального банка на финансирование кассовых разрывов в доходах и расходах федерального бюджета в пределах установленных лимитов роста денежной базы;

немедленное погашение задолженности федерального бюджета по зарплате работникам бюджетной сферы и оборонных предприятий;

при необходимости натурализация пенсий и пособий;

установление лимитов гарантированного теплои энергоснабжения производственных предприятий;

перевод в Федеральное казначейство всех государственных внебюджетных фондов;

усиление государственного контроля за деятельностью «Газпрома», РАО «ЕЭС России», других естественных монополий;

расширение системы государственных закупок в целях натурального обеспечения соответствующих направлений бюджетных расходов;

национализация и оздоровление неплатежеспособных предприятий и банков, имеющих стратегическое значение для экономики страны;

организация критического импорта и его распределения по регионам за счет формирования государственного валютного резерва, в том числе за счет валютной прибыли от экспорта природного газа.

4. В платежно-расчетных отношениях и денежной политике:

реструктуризация и списание накопленной задолженности перед государственным бюджетом с зачетом бюджетных долгов или передачей государству активов должников;

введение государственных гарантий по банковским вкладам физических лиц, совершенных в валюте и конвертированных в рубли при условии использования их соответствующими банками для кредитования развития производственной сферы и инвестиций;

проведение взаимозачета и реструктуризации задолженности предприятий одновременно с созданием механизма взыскания просроченной задолженности с должников.

Вторая группа мер — по оживлению производства и инвестиционной активности, преодолению платежного кризиса — должна осуществляться в нескольких сферах экономики.

1. В бюджетно-налоговой сфере:

обеспечение исполнения Бюджета развития Российской Федерации, прежде всего, в части предоставления государственных гарантий под инвестиционные кредиты;

введение системы общественных работ на принадлежащих государству объектах инфраструктуры с натуральной формой оплаты;

выполнение государственной инвестиционной программы;

прекращение задержек в выделении бюджетных ассигнований на оплату закупок военной техники и проведение научных исследований оборонного значения, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 1998 год»;

расширение и рационализация системы государственных закупок отечественной продукции;

отмена налоговых санкций за продажу товаров по ценам ниже себестоимости.

2. В сфере управления государственной собственностью:

инвентаризация исполнения обязательств инвесторов, приобретших акции приватизированных предприятий на условиях инвестиционных конкурсов с отменой сделок, по которым обязательства не выполнены;

инвентаризация отношений недропользования, отзыв лицензий на разработку месторождений природных ресурсов у организаций, не имеющих собственного или привлеченного капитала для их освоения;

кардинальное повышение ответственности за управление государственным имуществом.

3. В денежно-кредитной политике:

перевод в ценные бумаги и организация оборота просроченной дебиторской задолженности;

введение централизованной системы учета и переучета векселей Центральным банком;

переориентация политики денежного предложения на оживление производственной сферы, привязка денежной эмиссии к пополнению оборотных средств предприятий через соответствующее целевое рефинансирование коммерческих банков;

приведение технологии регулирования денежного обращения в соответствие с реальными проблемами оздоровления денежного обращения, ремонетизации производственной сферы, реанимации инвестиционной активности при помощи инструментов: целевого регулирования денежных потоков, в том числе эмитируемых от имени государства Центральным банком; предоставления государственных гарантий; использования инвестиционных счетов, целевых нормативов и других инструментов, нацеленных на привлечение и удержание денег в производственной сфере, стимулирование производственных инвестиций;

принятие мер по снижению процентных ставок до уровня, обеспечивающего возможности кредитования и инвестиций в развитие производственной сферы, при необходимости — создание механизмов льготного кредитования развития производства;

создание необходимых условий для оборота залоговых инструментов, включая товарные закладные;

принятие законодательства об ипотеке.

4. Во внешней торговле:

стимулирование экспорта, предоставление государственных гарантий под экспортные кредиты;

активное применение защитных мер в соответствии с Федеральным законом «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами»;

прекращение практики предоставления правительством льгот по уплате импортных пошлин;

ужесточение контроля за качеством импортируемых товаров, устранение практики делегирования функций государственного контроля качества иностранным организациям, недопущение каких-либо льгот импортерам в данной области.

5. Переход к активной промышленной и научно-технической политике также должен быть важным элементом антикризисной программы. Без активных усилий государства по стимулированию производственных инвестиций, поддержке спроса на конечные изделия отечественного производства, стимулированию научно-технического прогресса, финансированию перспективных научных исследований преодолеть кризис невозможно.

Выход из кризиса в рыночной экономике всегда начинается с повышения инвестиционной и инновационной активности, устранения диспропорций в системе экономических оценок, обновления технологической базы производства, повышения его эффективности. Чтобы создать для этого условия, в нынешней ситуации разбалансированной экономики необходима соответствующая государственная политика. Основные направления такой политики и программа мер по ее реализации предложены Советом Федерации в специальном постановлении от 10 июля 1998 года № 313-СФ «О программе стабилизации экономики и финансов Правительства Российской Федерации». Реализация этой программы позволит выйти на траекторию устойчивого развития с ростом валового внутреннего продукта не менее 5% в год, инвестиционной активности — не менее 15% в год, включая инвестиции в наукоемкую промышленность и новые технологии — до 20% в год, заработной платы — на 12% в год, повышения эффективности производства — не менее, чем на 10% в год.



Источник:
ВВЕРХ  ^ 

Православный сайт Никиты Последняя модификация: 15.07.02.
 
Православный сайт Никиты http://www.rusotechestvo.narod.ru
Сайт создан в системе uCoz