Сергей Юрьевич Глазьев
"От пятилетки разрушения к пятилетке колонизации России"



Статья опубликована в газете «Правда» 8 октября 1997 г.

Сегодня в качестве главной цели экономической политики Правительства навязчиво декларируется второй этап радикальной экономической реформы, смысл которого для населения остается весьма туманным. Действительно, "начинка" этого второго этапа — жилищно-коммунальная реформа, реформа образования, науки, предприятий — на самом деле сводится к простому сокращению государственных расходов на поддержание соответствующих сфер. Реформа, таким образом, вырождается в сокращение занятых в бюджетной сфере, ликвидацию учреждений, снижение качества услуг непроизводственной сферы.

Согласно внесенному Правительством законопроекту "О федеральном бюджете на 1998 год" и пакету так называемых" социальных" законопроектов в будущем году планируется: увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги вдвое (при почти неизменном уровне реальных доходов населения); снижение федеральных расходов на образование до 0,61% от ВВП (при установленном законом уровне в 10% ВВП); сокращение расходов на науку до 2,87% расходной части федерального бюджета (при установленном законом уровне в 4% расходов федерального бюджета). На фоне бесконечных разговоров о "реформе предприятий" реально предполагается оказать помощь в этом процессе всего 80 предприятиям. Но из более 20 тысяч крупных и средних предприятий производственной сферы около половины убыточны. В то же время предусмотренные в бюджете расходы на инвестиции сокращаются вдвое, а по статье "Промышленность, энергетика, строительство — в 1,7 раз в абсолютном выражении.

Таким образом, если отбросить мишуру наукообразия, главная идея "второго этапа реформы" — это демонтаж государственной ответственности за состояние экономики и общества. В прямую противоположность торжественным декларациям Президента о необходимости усиления государственных функций регулирования рыночной экономики, Правительство продолжает последовательно гнуть линию отказа государства от своих обязанностей перед обществом за состояние экономики и социальной сферы. На фоне мировой тенденции усиления роли государства в обеспечении научно-технического развития, образования, социальной защиты, неуклонного повышения конкурентоспособности, стимулирования инвестиционной и инновационной активности, в России наблюдается явный регресс. По всем этим направлениям государственная поддержка сокращается, а уклонение Правительства от ответственности за их должное выполнение — увеличивается.

Судя по реальным приоритетам бюджетной политики Правительства, его руководители находят главный смысл своей деятельности в поощрении государственных займов, размещаемых под сверхвысокий процент и граничащих по условиям их обслуживания с легализованным казнокрадством. На фоне полного провала исполнения бюджета текущего года по всем доходным и расходным статьям лишь расходы на обслуживание государственного долга не только не сокращаются, но существенно увеличиваются, достигнув уже более четверти всех расходов федерального бюджета. По содержанию реально выполняемых функций российское Правительство институтом демократической страны с рыночной экономикой не является. Это скорее колониальная администрация, занятая главным образом выколачиванием налогов и распродажей государственного имущества в интересах кредиторов, на обогащение которых за счет многократно завышенных процентов по государственным займам и квазибесплатного присвоения госимущества работает вся государственная машина.

Подобным образом устроены многие псевдогосударственные системы слаборазвитых стран Африки: правящая там местная олигархия содержится за счет иностранных займов, в оплату которых иностранному капиталу передается контроль над национальными богатствами и распределяется национальный доход. Не трудно видеть, что по основным параметрам реально проводимой (в прямую противоположность оптимистичным заявлениям Президента) экономической политики российское Правительство уже ничем не отличается от марионеточных режимов колониально зависимых слаборазвитых стран. Даже по образу жизни — обустройству своих семейных гнезд и обучению детей за рубежом, хранению сбережений на счетах зарубежных банков и пр. — новая российская олигархия мало чем отличается от подобных коррумпированных компрадорских режимов слаборазвитых стран.

Ситуация сегодня качественно меняется, что действительно позволяет говорить о втором этапе реформ. После этапа дезорганизации экономики, присвоения государственной собственности и национального богатства изрядно криминализированной околовластной олигархией наступает этап колонизации России, содержание которого составляют: передача контроля за основными элементами национального богатства иностранному капиталу, превращение государственного бюджета в инструмент выколачивания налогов для оплаты процентов иностранным кредиторам, утрата политической независимости и национально-культурной самоидентификации страны.

Если у "реформаторов" дела пойдут также "успешно", как и на первом этапе, длительность второго этапа составит еще 5 лет, после чего, к 2003 году страна столкнется с финансовым банкротством. Тогда истекут отсрочки и набегут проценты по возврату долга СССР, которые наряду с еще более разбухшей пирамидой обязательств внутреннего госдолга будут, согласно прогнозам самого же Правительства, совершенно неподъемными для российского бюджета.

Одновременно в государстве произойдут и другие негативные сдвиги: утрата способности поддерживать стратегические ядерные силы, резкое ухудшение состояния городов и уровня жизни в них вследствие массового износа их инженерной инфраструктуры, качественное ухудшение состояния человеческого потенциала вследствие резкого падения уровня образования, квалификации и нравственных качеств трудовых ресурсов. Этот этап, в соответствии с планами заокеанских "наставников" нынешних главарей российского псевдодемократического режима, завершится окончательной колонизацией и, вероятно, расчленением России, прекращением ее существования в качестве самостоятельной геополитической реальности.

При всей своей кажущейся фантастичности столь быстрого краха великой державы, доминировавшей в мире в течение столетий, этот сценарий уже является не только возможным или желательным с точки зрения ведущих иностранных спецслужб; он становится наиболее вероятным и реально воплощаемым в жизнь. Наверное, единственный человек, который этого не понимает, активно при этом, содействуя его реализации, — это российский Президент, торжественно объявляющий о несуществующих успехах и декларирующий задачи, которые руководители Правительства, посмеиваясь над своим шефом, даже не собираются выполнять.

Наверное, только бесконечная вера в исконное могущество России мешает многим общественным деятелям, в том числе оппозиционно настроенным, осознать, к чему и куда идет дело. Вопреки явным признакам колоссального и небескорыстного предательства национальных интересов со стороны правящей компрадорской олигархии, ведущей дело к самоуничтожению страны, раздаются наивные рассуждения о необходимости "круглых столов", призывы к здравому смыслу, внедрению хороших программ и исправлению катастрофической ситуации на основе научно-обоснованной политики, подходящие для интеллигентной законопослушной власти, но совершенно неуместные для "воров в законе". Ведь чтобы убедиться в истинной сути "второго этапа реформы" достаточно просто трезво привести в систему и осмыслить очевидные факты.

Согласно официальным документам российского Правительства, новый этап "реформы" складывается в достаточно стройную и прозрачную систему последовательных действий по разрушению основных институтов российского общества, определяющих его выживаемость и конкурентоспособность. Эти действия организуются по следующим основным направлениям.

1. Разрушение государственной финансовой системы, достигаемое путем бесконечного наращивания пирамиды государственного долга, сокращения налоговой базы, углублением кризиса неплатежей и расстройством денежной системы.

Сокращение доходов и расходов (за вычетом расходов на обслуживание государственного долга) консолидированного бюджета России до уровня ниже 25% ВВП делает невозможным должное выполнение государством функций развития, обеспечения социальных гарантий и национальной безопасности. Быстро растущая пирамида государственного долга, уже превысившая объем денежной массы и возможности его обслуживания за счет федерального бюджета (расходы на ее поддержание более чем вдвое превышают поток налоговых доходов), втянула в себя практически весь ликвидный капитал, заблокировав производственные инвестиции. Хозяйственный оборот реального сектора обслуживается в основном взаимозачетами и другими денежными суррогатами, что делает невозможным его нормальное воспроизводство. В России сформирован хозяйственный механизм, лишенный стимулов и инструментов экономического роста, обесценивающий накопленные в стране активы, обеспечивающий условия их легкого присвоения иностранным капиталом.

2. Разрушение научно-технического потенциала страны, достигнутое путем многократного сокращения государственного финансирования науки, развала технологической кооперации и научно-производственной интеграции в ходе массовой спонтанной приватизации госпредприятий, отказа Правительства от сколько-нибудь осмысленной научно-технической, промышленной, структурной политики.

Более чем пятикратное сокращение производственных инвестиций и расходов на науку лишает российскую экономику основных источников повышения конкурентоспособности и роста, обрекает большинство предприятий на разорение или поглощение транснациональными корпорациями. Практически полный отказ российского Правительства от проведения промышленной, структурной, инвестиционной политики, обусловленный структурой бюджета страны нынешнего и следующего года, лишает отечественную промышленность последних шансов на выживание в условиях глобальной конкуренции, превращает страну в сырьевой придаток и резервуар дешевой рабочей силы для транснациональных корпораций развитых государств.

3. Продажа контрольных пакетов акций ведущих и наиболее ценных российских предприятий промышленности, энергетики, телекоммуникаций иностранным кампаниям.

Оказавшись не в состоянии эффективно управлять приватизированными крупными предприятиями в условиях проводимой макроэкономической политики, новые российские собственники, включая крупные банки, просто продают имущество иностранным конкурентам, выручая немалый барыш с перепродажи почти даром полученных госпредприятий. Разумеется, после их предварительного потрошения и присвоения доходов последних лет эксплуатации. При этом перепродажа разоренных российскими околоправительственными спекулянтами предприятий их иностранным конкурентам преподносится как благодатная передача контроля "стратегическому инвестору". Как показывает наш опыт, частенько главной задачей новоявленного "инвестора" оказывается банальное уничтожение российского конкурента, совершаемое при безусловной поддержке российских органов власти, отвечающих за управление госимуществом.

4. Передача в эксплуатацию транснациональным корпорациям наиболее ценных участков российских недр.

Не случайно в недавно опубликованной в «НГ» инструкции американских правительственных структур г-ну Чубайсу особое место было уделено внесению желательных для иностранного капитала поправок в закон о соглашениях о разделе продукции. Главный смысл изменений законодательства, которые навязывают нам через руководителей российского Правительства властные структуры США вместе с транснациональными корпорациями, очень прост: уход последних от налогов, присвоение ими исключительных прав на эксплуатацию российских недр, примат международного права над национальным, отказ государства от иммунитета и сведение его статуса к рядовому субъекту хозяйственных отношений. В условиях перманентного бюджетного кризиса, провоцируемого проводимой макроэкономической и налоговой политикой, через соглашения о разделе продукции будут внедряться механизмы передачи ценных участков недр в залог под финансирование дефицита региональных бюджетов, с последующим отчуждением контроля за российскими недрами в пользу зарубежных кредиторов и инвесторов.

5. Передача под иностранный контроль российского информационного пространства.

Фактически это уже произошло в результате передачи иностранным компаниям прав по прокладке трансконтинентальных линий оптической связи, предоставления им радиочастот, установления контроля за телевидением со стороны компрадорско-криминальных предпринимательских структур, тесно связанных с соответствующими зарубежными фирмами. В ближайшее время эта ситуация еще более усугубится после выхода из строя оставшихся российских спутников, обеспечивающих единство информационного пространства страны.

Одновременно с утратой контроля над собственным информационным пространством, Россия теряет и свое культурное пространство. Выдавливание российской культуры с электронных средств массовой информации и ее замещение развращающей и деморализующей западной поп-культурой близко к завершению. В наступающей пятилетке колонизации этот процесс будет завершен и в системе образования, которая лишится национальных корней, примитивизируется, утратит способность к массовой подготовке качественных трудовых ресурсов и воспроизводству интеллектуального потенциала нации. Вслед за интенсивной утечкой умов сегодня (ущерб от которой превышает сотню миллиардов долларов) последует прекращение и их "выращивания".

6. Установление иностранного контроля за российским фондовым рынком. Известно, что с самого начала становление российского фондового рынка происходило под руководящим интеллектуальном и организационном контролем зарубежных "экспертов-предпринимателей", в основном американских, явно злоупотреблявших своим служебным положением "консультантов" Госкомимущества в целях личной наживы. Они же были и первыми крупными игроками на этом рынке: доля сделок в пользу иностранного капитала на фондовом рынке акций российских предприятий все последние годы колебалась от 2/3 до 3/4. Не удивительно, что многие структуры, доминирующие на российском фондовом рынке и действующие без каких-либо ограничений, имеют иностранное происхождение и играют роль посредников, предоставляя услуги по продаже пакетов акций предприятий их иностранным конкурентам в целях установления контроля.

7. Прямая вербовка высших должностных и просто влиятельных лиц в российском Правительстве соответствующими службами и корпорациями иностранных государств. Опубликованная в НГ инструкция замминистра финансов США российскому первому вице-премьеру и министру финансов г-ну Чубайсу, постоянные вмешательства "друга Билла" и "друга Гельмута" в российские внутренние дела, в том числе их серьезное влияние на расстановку руководящих кадров в российском Правительстве и в Администрации говорят о многом. Об этом же свидетельствует безоговорочное подчинение российских руководителей их установкам даже ценой нарушения собственных законов и Конституции. Чего стоят безобразные антиконституционные отклонения одобренных парламентом законов о реституции, о Правительстве, о религиозных организациях по прямым указаниям из-за рубежа.

Обычной практикой стало назначение на высшие государственные должности в российском Правительстве лиц, тесно связанных с агентами иностранных спецслужб, имеющих вид на жительство и даже гражданство иностранных государств. Наличие этих качеств, по сути становится для правящей компрадорской олигархии признаком "благонадежности" кадров, занимающих важнейшие посты в сфере управления государственной собственностью, финансами, национальной безопасностью.

8. Установление прямого иностранного контроля за формированием российской внутренней и внешней экономической политики.

Давно не является секретом, что формирование экономической политики российского Правительства идет при определяющем и руководящем влиянии МВФ. Именно установки МВФ, часто формулируемые в унизительной форме инструкций, приказов и угроз, являются главным руководством к действию для верхушки российского Правительства. Если для исполнения рекомендаций этих установок приходится нарушать российские законы, наше Правительство, ничтоже сумняшеся это делает. Анализ содержания проводившейся последние годы экономической политики Правительства доказывает, что она осуществлялась не в соответствии с посланиями Президента, программами самого Правительства или российскими законами и волей парламента. Ее сутью были и остаются составляемые под руководством МВФ ежегодные совместные заявления Правительства и Центрального банка.

9. Размывание национальной правовой системы, установление приоритета международного права, лишение России важных элементов национального суверенитета.

Бомба, заложенная против российской государственности и национальных интересов в российской Конституции, разработанной и навязанной при активной поддержке соответствующих иностранных служб в 1993 г., начинает взрываться. Дискриминационные внешние обязательства, навязываемые России при помощи ангажированных из-за рубежа руководителей российского Правительства, становятся нормами прямого действия, минуя процедуру одобрения в парламенте и обсуждение в обществе. Вслед за Шеварнадзе и Козыревым, уступившим своим зарубежным покровителям традиционные сферы советского влияния, их последователи активно раздают российскую собственность. Наглядное свидетельство тому — принятие при вступлении России в Парижский клуб А. Чубайсом односторонних обязательств по аннулированию подавляющей части (до 90%) кредитов, выданных СССР странам, имеющим соглашения с Парижским клубом. Одновременно Россия лишилась суверенных прав на самостоятельное управление принадлежащими ей обязательствами других стран. В настоящее время под руководством А. Чубайса и при активном содействии все тех же иностранных "советников" поспешно готовится присоединение России к Всемирной торговой организации на дискриминационных для России условиях, предусматривающих, в частности, фактическую ликвидацию таможенного Союза с Белоруссией, Казахстаном и Киргизией. На очереди многие другие соглашения, ограничивающие суверенитет России по разработанным за границей сценариям.

Пользуясь своим бесконтрольным положением и прикрываясь систематически обманываемым и дезинформируемым Президентом, руководители российского Правительства берут от имени России навязываемые извне обязательства, дискриминирующие Россию и закрепляющие ее колониально зависимое положение.

10. Оголтелое шельмование России со стороны многих влиятельных иностранных структур с целью формирования в общественном мнении Запада резко негативного образа России, оправдывающего в отношении ее любые дискриминационные и карательные действия. Характерным примером является скандальный доклад Конгрессу США об организованной преступности в России, при параллельной активной дискредитации ряда ранее прославлявшихся на Западе в качестве демократов-реформаторов руководителей российского Правительства и бизнеса.

Удивительно, но при этом американские СМИ и эксперты, формирующие мнение американского истеблишмента, полностью замалчивают руководящую и направляющую роль американского правительства и спецслужб в формировании современного политического и экономического порядка в России, личное участие американского президента в продвижении на высшие государственные должности в российском Правительстве наиболее одиозных и криминализированных персонажей. Приложив немало усилий к укреплению в России нынешнего режима, теперь США заняты активной его дискредитацией как криминально-олигархического, отказывая России в признании в качестве демократической страны с рыночной экономикой. Очевидно, что влиятельные силы за рубежом продолжают методами "холодной войны" ослаблять и уничтожать Россию, действуя главным образом руками выращенной с их же помощью и теперь ими же используемой в качестве пугала правящей в России олигархии.

Напомним, что вожди марионеточных правительств слаборазвитых "банановых республик" то поддерживаются, то дискредитируются и даже свергаются зарубежными центрами влияния в зависимости от их интересов и конъюнктуры. Такой же порядок создается и в России, теми же средствами выращивания и последующей дискредитации преступных политических режимов. Главная цель, достигаемая при этом — ослабление, унижение, дискредитация и подчинение России.

Перечисленных аргументов достаточно для точной диагностики нового этапа "экономической реформы" как этапа активной колонизации России. Предпосылки созданы в ходе предшествующего этапа разрушения, дезорганизации и казнокрадства, проводившегося в точном соответствии с доктриной "Вашингтонского консенсуса", определяющей желаемую для международного капитала экономическую политику в колониально зависимых странах. Задачи первого этапа были выполнены в точном соответствии с прогнозами специалистов, знакомых с опытом применения доктрины "Вашингтонского консенсуса" в развивающихся странах: российский научно-промышленный потенциал основательно разрушен; страна лишилась половины производственного потенциала, утратила способность даже к его простому воспроизводству.

Грубо говоря, России "пустили кровь" — все последние пять лет она выполняла роль главного донора экономики США и других стран "семерки". К их выгоде из России вывезено более сотни миллиардов долларов капитала, к ним выехало более полумиллиона специалистов, интеллектуальный капитал которых оценивается в сумму еще сотни миллиардов долларов. Осуществлена долларизация российской экономики, эквивалентная предоставлению беспроцентного кредита со стороны России американскому казначейству (руководители которого активно консультируют российского министра финансов и руководство Центробанка) на сумму около 50 млрд. долл. В пользу иностранных компаний осуществлена расчистка российского внутреннего рынка, доля импорта, на котором превысила половину. Для их компаний ведется сегодня корректировка российского законодательства с целью облегчения контроля иностранного капитала за российскими недрами.

Первая пятилетка "реформ", с точки зрения их главного заказчика, прошла удивительно успешно, российская экономика выжата как лимон. Основная часть ее национального дохода последней пятилетки успешно вывезена в развитые страны и присвоена выращенной с помощью соответствующих зарубежных служб компрадорской олигархией и связанным с ней иностранным капиталом. Остается только переварить российское национальное богатство, накопленное за сотни лет потом и кровью наших предков, чему и будет в основном посвящен "второй этап" радикальной реформы. Не приходится сомневаться, что если лидеры оппозиции продолжат свою тактику подыгрывания правящей олигархии, опасаясь более за личное благополучие, чем за судьбу страны, предпочитая академические конференции и круглые столы, выступления на митингах реальным политическим действиям, вторая "пятилетка реформ" — пятилетка колонизации — будет выполнена не менее успешно.


Источник: http://www.glazev.ru/
ВВЕРХ  ^ 

Православный сайт Никиты Последняя модификация: 25.08.02.
 
Православный сайт Никиты http://www.rusotechestvo.narod.ru
Сайт создан в системе uCoz