09 октября 2000 г. Ответы на вопросы радиостанции "Радио Россия"
Одна из Ваших основных претензий к бюджету состоит в том, что 41 процент от его доходов будет направлен на погашение долгов? Вам это не нравится. Но как быть – не отдавать долги?
Долги отдавать, разумеется нужно. Но долги долгам рознь. Нельзя всех кредиторов мерить под одну гребенку. Есть долги, которые мы обязаны платить, если хотим сохранить репутацию. Это, например, долги по облигациям, которые выпустило правительство. По ним мы обязаны платить, потому что мы просто не можем договариваться с сотнями тысяч владельцев облигаций.
Другое дело – долги, скажем, Центральному банку, который является одним из главных кредиторов российского правительства. Это абсурд, когда одна часть государства – правительство – бесконечно платит другой части государства – Центробанку - проценты по кредитам, при этом передав этому же ведомству монополию на денежную эмиссию.
Получается, что Центральный банк сначала от имени государства эмитировал огромное количество денег, потом часть этих денег дал в кредит правительству, затем получил обратно проценты по ним, а теперь хочет получить и основную сумму долга. Таким образом, Центробанк искусственно поставлен в позицию ростовщика по отношению к правительству, а следовательно, и по отношению ко всем нам.
Нужно еще вспомнить и о том, на какой чаше весов мы держим эти долги. Правительство должно ведь не только финансовым кредиторам, но и конкретным людям, работающим в конкретных отраслях. Оборонке, к примеру, 15 млрд. рублей. А это живые люди, которые произвели эти танки, подводные лодки, самолеты и пр. Это дети, которым государство должно по детским пособиям 15 млрд. рублей. Должно правительство и Центральному банку. Но все эти вещи необходимо соизмерять.
Кстати, эта проблема довольно искуственно создана. Наш Центробанк все время говорит, что его уставной капитал недостаточен (всего 3 млрд. рублей). И просит правительство, чтобы ему был передан золотой запас, для того чтобы увеличить свой вес в мировом сообществе.
Мы предлагаем другую схему. Трансформировать те средства, которые Центральный банк имеет в виде претензий к правительству по долгам, в прирост уставного капитала Центробанка. Для денежной системы эта операция, в принципе, не будет иметь никаких последствий. Она чисто бумажная, но позволит снять тот абсурд, при котором мы имеем Центральный банк без уставного капитала и правительство, погрязшее в долгах этому самому Центробанку.
Центральным звеном Вашей схемы является не возвращение конкретного долга Минфина ЦБР, а то, что Центральный банк должен быть зависим. Но по существующему сейчас закону Центробанк является независимой организацией и не может вот так взять и напечать деньги. Для того чтобы напечать деньги, к примеру, для покрытия дефицита бюджета, нужно чтобы за это проголосовала Дума. А когда ЦБР является зависимым от правительства и печатает денег столько, сколько нужно, то это ведет к гиперинфляции.
Вы говорите, что Центральный банк печатает денег столько, сколько ему разрешает законодательство. Это было бы здорово, если бы это было так. На сегодня Центральный банк печатает на самом деле денег столько, сколько ему заблагорассудится. Нет такого закона, который ввел ему какие-либо ограничения на эти операции. Поэтому и необходимо отличать независимость от безответственности.
Смысл наших предложений – внести такие поправки в закон о Центробанке, чтобы ввести механизм ответственности этого важнейшего органа государственного регулирования. Вы посмотрите по статистике. ЦБР ежегодно печатает 100-200 млрд. новых рублей. Но куда эти деньги идут? Первый канал, а последние полгода основной, - это покупка иностранной валюты. Второй канал – рефинансирование операций с государственным долгом. Грубо говоря, ЦБР печатает деньги, отдает их коммерческим банкам для того чтобы те покупали ГКО.
Главный вопрос сегодня заключается в том, что Центральный банк у нас не отвечает за эмиссионную политику ни перед кем, он не отчитывается за эмиссионные доходы, он стал крупнейшим коммерческим банком. И когда я говорю о том, что нужно менять законодательство о Центральном банке, то речь не идет о подчинении его правительству. Речь идет о введении механизма ответственности за политику Центрального банка.