Сергей Юрьевич Глазьев
Интервью программе "Русский дом"


ВЕДУЩИЙ: Сергей Юрьевич, на днях мы узнали, что на переговорах во Франции достигнуто соглашение о закупке 30 иностранных самолетов для Аэрофлота. Получается, что мы, Россия, уже не можем произвести самолеты и поставить их своему же государству?

Сергей ГЛАЗЬЕВ: Можем, конечно. Но в этом году произвели всего 4 новых самолета, а раньше производили сотни. И есть новые модели, например, ИЛ-96 или ТУ-204, которые конкурентоспособны, ничем не уступают западным аналогам по эффективности текущих расходов и примерно в 3 раза дешевле. Они выгоднее. Но Аэрофлот, который, кстати, принадлежит государству на 51 процент, покупает импортные самолеты. Точнее, берет их в лизинг. И правительство дает ему льготы под импорт иностранной техники. Объем таких льгот в виде освобождения от налога на добавленную стоимость, от таможенных платежей, сегодня превысил уже миллиард долларов. Это прямые по сути субсидии бюджета в ущерб нашим товаропроизводителям, нашим налогоплательщикам в пользу импортеров. Абсурдная политика.

ВЕДУЩИЙ: То есть как бы мы спонсируем, поддерживаем иностранного производителя?

Сергей ГЛАЗЬЕВ: Да. Наши самолетостроители платят налоги, составляющие примерно 50 процентов от стоимости самолета, а затем эти налоги идут на субсидии их конкурентам. Абсурдная ситуация. Такой ситуации нет нигде в мире. И я думаю, разгадка здесь заключается в том, что 200 миллионов долларов лизинговых платежей на Запад, которые каждый год Аэрофлот платит за эксплуатацию этой техники, наверное, проходят через чьи-то руки. Здесь есть явно чья-то прямая коммерческая заинтересованность.

ВЕДУЩИЙ: А может быть можно так объяснить. У нас всего произведено 4 самолета. Поэтому наша промышленность авиационная больше не может сделать. А время не ждет, нам нужны самолеты, поэтому мы сейчас закупим самолеты, "а вы, когда вы добьетесь прогресса, когда будете выпускать опять по 20, 30, 100 самолетов, тогда мы вас и закупать будем". Бизнес.

Сергей ГЛАЗЬЕВ: Я был недавно в Воронеже, часто бываю в Ульяновске. Могу сказать, что там находятся одни из лучших современных заводов, которые способны выпускать новые самолеты десятками. Нужны заказы. Но для того, чтобы были заказы, нужно привлечь кредиты. Ни одна авиакомпания сегодня в России, кроме, пожалуй, гигантского Аэрофлота, не обладает необходимой финансовой базой для того, чтобы покупать самолеты, каждый из которых стоит по 20-30 миллионов долларов, а иностранные еще в 2-3 раза больше. Поэтому для того, чтобы купить новый самолет, нужно взять кредит. Для этого должна быть лизинговая фирма, которая берет на себя кредит и затем предоставляет самолеты в лизинг, в аренду тем, кто эксплуатирует эти самолеты. А поскольку самолеты новые, и это не вещевой рынок, самолет не так просто продать, нужны государственные гарантии. Очевидно для всех, что без государственных гарантий привлечь финансирование на кредитование покупки новых самолетов нельзя. Так устроен рынок. Самолет окупается примерно за 8-10 лет. Кредит должен предоставляться максимум под 15 процентов годовых для того, чтобы этот бизнес работал. Во всех странах так и делают.

В США, например, корпорация Боинг получает государственные гарантии примерно под половину своих продаж. У нас этого нет. И что самое удивительное, все это должно быть. В законе о бюджете предусмотрено, что правительство обязано предоставить гарантии. Есть поручение президента, которому уже скоро год. Год назад президент поручил Министерству финансов, Министерству экономики разработать механизм и решить вопрос предоставления гарантий под лизинг наших новых самолетов. Были подготовлены соответствующие проекты.

Но уже год тянется эта волокита, гарантий не предоставлено, поручение президента сорвано, а министр финансов Кудрин, который вместо того, чтобы выполнить поручение президента о предоставлении гарантий, обращается к нам в Государственную Думу с предложением гарантии отменить, ликвидировать механизм гарантий в принципе. То есть сделать выполнение поручения президента невозможным. Понимаете, людям дают поручение: предоставьте гарантии под наши новые самолеты, в бюджете закладываются для этого возможности, министр финансов год не принимает никаких решений, а в конце года предлагает вообще механизм гарантий отменить.

ВЕДУЩИЙ: Получается, что правительство не поддерживает производство наших самолетов....

Сергей ГЛАЗЬЕВ: Конечно. Авиационная промышленность - это один из важнейших локомотивов современного экономического роста. Для экономического роста два самолета эквивалентны миллиону тонн нефти. Поэтому во всем мире идет колоссальная борьба за заказы на производство самолетов. А у нас происходит следующее. Минфин дал льготы на миллиард 200 миллионов долларов под импорт новых самолетов. Наша промышленность потеряла заказы. Ущерб для промышленности - 70 миллиардов рублей. Потери для бюджета прямые и косвенные 50 миллиардов рублей. Вот вам цена вопроса. К сожалению, лоббисты иностранной техники в нашем правительстве пока оказываются сильнее. Ведь ситуация просто парадоксальная. Аэрофлот принадлежит государству. В Совет директоров компании входят министр экономики, министр транспорта, представитель Минфина, руководитель федеральной авиационной службы. И вот этот совет директоров государственной авиационной монополии принимает решение отказываться от наших самолетов, покупать импортные, хотя наши дешевле. Потом эти люди визирует распоряжение правительства о предоставлении льгот на колоссальную сумму под импорт самолетов. Это политика, которая идет во вред национальным интересам. Все это понимают. Отсюда вывод только один, что кто-то в этом заинтересован, кто-то неплохо зарабатывает на ввозе иностранных самолетов за счет нашего бюджета. Это, я считаю, просто недопустимо.

ВЕДУЩИЙ: Это раньше называли вредительством.

Сергей ГЛАЗЬЕВ: Или саботажем.

ВЕДУЩИЙ: Или использованием служебного положения в своих целях. А что будете делать, например, вы, народно-патриотические силы в Думе, если правительство все-таки решит купить иностранные самолеты?

Сергей ГЛАЗЬЕВ: Я думаю, что нам придется пересмотреть отношение к правительству. Нас уже не может удовлетворять ситуация, когда президент говорит одно, а его министр финансов делает прямо противоположное. Мы господина Кудрина спрашивали еще в сентябре, вы будете выполнять поручение президента. Он говорит, "да, через неделю подпишу гарантии". Прошло три месяца, и господин Кудрин, вместо того, чтобы подписать гарантию в соответствии с законом о бюджете, вносит нам поправку в этот закон, которая лишает возможности правительство давать гарантии. То есть это действительно прямой саботаж. Нам удалось блокировать эту попытку лоббистов иностранной техники ликвидировать механизм государственных гарантий в текущем бюджете. Правительству мы оставили возможность выполнить поручение президента и закон о бюджете и выдать государственную гарантию под организацию финансирования лизинга наших отечественных самолетов. Еще неделя для этого есть.

На совещании у Председателя Государственной Думы собрались руководители фракций, профильных комиетов и обсудили этот вопрос. Была выработана консолидированная позицию большинства Думы, которая заключается в том, что мы должны создавать условия для того, чтобы наша авиационная промышленность заработала. В ней работает полмиллиона человек с семьями, эта промышленность является локомотивом экономического роста, она конкурентоспособна, она перспективна, и конечно, необходимо в рамках бюджета развития предоставить гарантии под новые наши самолеты. А не закупать импортные самолеты. Очевидно, что это наносит прямой ущерб нашим национальным интересам. Эта позиция будет доведена до президента и, я думаю, что он примет решение.

21 декабря 2000 г. Интервью программе "Русский дом" (ТВЦ)

Источник: http://www.glazev.ru/
ВВЕРХ  ^ 

Православный сайт Никиты Последняя модификация: 25.08.02.
 
Православный сайт Никиты http://www.rusotechestvo.narod.ru
Сайт создан в системе uCoz