31. Как всякое платье кроити и остатки и обрески беречи
В домовитом обиходе коли лучится какое платья кроити
себе или жене или детем или людем, камчато или тафтяно
или изуфрено, или кушачно или зенденинное или сукняное,
или армячное или сермяжное или кожи какие краити или
сагадак или на седло или ометюк или сумы или сапаги
или шуба или кафтан или терлик или однорятка или картель
или летник и каптур, или шапка или нагавицы, или какое
платно ни буди, и сам государь или государыня смотрит
и смечает остатки и обрески живут и те остатки и обрески
ко всему пригожаютца в домовитом деле поплатить ветчаново
товож портища или к новому прибавить или какое ни буди
починить а остаток или обрезок как выручить а в торгу
устанешь прибираючи в то лицо в три дораги купишь а
иногды и не приберешь, а коли лучится какое платно кроити
молоду человеку сыну или дщери или молодои невеске летник
или кортель или шуба с поволокою или опашень зуфрян
или камчат или обьярь, или отлас или бархат или терлик
или кафтан и што ни буди доброе и кроячи до згибати,
вершка по два и по три на подоле и по краем и по швом
и по рукавом, и как вырастет годы два или три или в
четыре и роспоров то платно и загнутое отправит опять
платно хорошо станет кое платья не всегда носити то
так краити.
32. Всякая порядня домашняя держати 107
А всякому рукоделью и у мужа и у жены, всякая бы порядня
и
снасть была в подвории и плотницкая и портново мастера
и железная
и сапожная, и у жены бы всякому еи рукоделью и домовитому
обиходу
всякая бы была порядня своя, и держано бы то бережно
где что
пригоже ино что себе ни зделал и нихто ничево не слыхал,
в чюжии
двор не идешь ни пошто свое без слова а поваренная порядня
и
хлебная, а все бы было у собя сполна и медяное и оловяное
и
железное, и деревяное каково ся лучит, а лучится у кого
кокая
ссуда взять или свое дать саженье или мониста или съкрута
женьня
судно серебряное или медяно или оловяное или какое платно
и како
ни буди запас пересмотрити и нового и ветшаного, где
измято или
избито или утло или што где изваляно или подралося,
и которая на
чем ни буди притча или што не цело, и все то, исчести
и сметити и
записати и хто емлет и хто дает обема то бы было ведомо
а что
весовое то бы извешено, и всякои ссуды бы цена поставлена
по
грехом какова притча станетца ино на обе стороны хлопотов
и
остуды нет ино тому платежь, а всякая ссуда имати и
давати в
честь и беречи паче своего и отнести на срок чтобы сами
государи
того не просили и по то не посылали ино и впредь дадут
и дружба
впрок, а толко чюжаго не беречи или не срок не отнести
или
испортив отдать ино остуда в век и убыток в том, и продажа
живет
и впередь нихто ни в чем не верит.
33. По вся государыни дни дазирати у слуг всего и
домашнеи
порядни и рукоделья и о самои еи и о всяком бережении
и строении
А по вся дни государыня у слуг дазирает которые пекут
и
варят и всякие приспехи делают и которые всякое рукоделие
делают
и которая служька хорошо делает по приказу или есть
варит или
хлебы печет или колачи или пироги или какие нибудь приспехи
или
какое рукоделие зделает хорошо и за то слушка примолвити
и
пожаловати и есть подати и по преже писанному как дворовым
людем
от государя бережение и по службе смотря, а хто худо
и не по
приказу зделает или не слушает или ленитца или испортит
што или
нечисто стряпает или крадет ино по преже писаному наказанию
учити
как от государя слугам живет впереди о том наказании
писано как
кого пожаловати или наказати или научити а в горнице
и в комнате
и в сенех и на крыльце и на леснице всегда бы было чисто
и рано и
позно а стол и суды всякие всегда чисто мыти, и скатерть
чиста а
сама бы государыня всегда была устроина во всяком обиходе,
таковыи бо у нее служки были вежливы по преже писаному
а с
слугами бы государыня пустошных речеи ни пересмешных
отнюд не
говорила ни торговки ни безделные женки ни волхвы никако
не
приходили а постеля и платья по гряткам и в сундукех
и в
коробьях, и убрусы и рубашки и ширинки все бы было хорошенко
и
чистенько и беленко уверчено и укладяно и не перемято
и не 108
сполщено а саженье и мониста и лучшее платья всегда
бы было в
сундукех и в коробьях за замком а ключи бы держала в
малам ларце
а все бы ведала сама.
34. По вся дни жене с мужем о всем спрашиватися
и советовати о всем и как в люди ходити и к себе призывати
и з гостьями что беседавати
А по вся бы дни у мужа жена спрашивалася и советовалася
о
всяком обиходе и воспоминала что надобет а в гости ходити
и к
себе звати ссылатца с кем велит мужь а гостьи коли лучится
или
самои где быти за столом сести луччее платье переменити,
отнюд
беречися от пьяного пития пьяныи мужь дурно, а жена
пьяна в миру
не пригоже, а з гостьями беседовати о рукодельи и о
домашнем
строении как порядня вести и какое рукоделеицо здети
чего не
знает, и того у добрых жен спрашиватися вежливо и ласково
и кто
что укажет на том ниско челом бити или у собя в подворье
у
которои гостьи услышит добрую пословицу, как добрые
жены живут, и
как порядню ведут и как дом строит и как дети и служок
учат, и
как повинуются им во всем, и то в ceбе внимати, а чево
доброво не
знает, ино спрашиватца вежливо, а дурных и пересмешных
и блудных
речеи не слушати и не беседовати о том, или в гостях
увидит
добрую порядню или вь естве или в питье или в каких
приспесех или
какое рукоделье необычно, или какая домашняя порядня
где хороша,
или которая добрая жена и смышленая и умная и в речех
и в беседе
и во всяком обиходе или где слушки умны и вежливы и
порядливы и
рукоделны и ко всякому добру смышлены и всего того добра
примечати и внимати чево не знает или чево не умеет
и о том
спрашиватися вежливо и ласково и о том бити челом и
пришед на
подворья то все мужу сказать на упокои, с такими то
з добрыми
женами пригоже сходитися ни ествы ни пития для добрыя
ради беседы
и науку для да внимать то в прок себе а не пересмехатися
и ни о
ком не переговаривати и спросят о чем про кого иногды
и учнут
пытати ино отвещати не ведаю аз ничего того и не слыхал
и не
знаю, и сама о ненадобном не спрашиваю, ни о княинях
ни о
боярынях ни о суседах не пересужаю.
35. Слуг наказывати как в люди посылать с чим
А слуг своих заповедываи о людех не переговаривати,
и где в
людех были, и что видели недобро тово дома не сказывали
бы а что
дома деется того бы в людех не сказывали, о чем послано
то и
паметуи а о ином о чем учнут спрашивати того не отвечеваи
и не
ведаи и не знаи того борзее отделавшися да домои ходи
и дело
кажи, а иных вестеи не приноси што не приказано ино
промежь
государеи никакои ссоры не будет и неподобные речи и
блудные, то 109
бы отнюд не было то доброму мужу похвала и жене, толко
у них
таковы служки вежливы а пошлешь куды слушку или сына
и што
накажешь говорити или што зделати или што купить и ты
вороти да
спроси ему што ты ему наказал что ему говорити или что
ему
зделати, или что ему купити и толко по тъвоему наказу
тебе все
изговорит ино добро а пошлешь с слугою к кому еству
или питье или
что ни буди, да воротив спроси его куды несет толко
так скажет
как наказано то добро, а посылати питие вполне, а еству
целу ино
солгать не умееть, а товар посылаи сметив или смеряв,
а деньги
счетши а што весовое свесив а всево лучши запечатав
ино безгрешно
да о том наказывати что послано без государя отдать
ли, или домов
отнести и о тех всех людех не догадается государь или
государыня
сына или слуги воротит да спросит куды и с чим послали
и что
наказали и умная слушка вежливая сам воротся да вежливенко
соимя
колпак, у государя или у государыни спросив о всем переговорит
что наказано толко по тому ино добро а куды пошлют в
добрые люди
у ворот легонко поколотит а по двору идешь и о ком спросит
каким
делом идешь ино того не сказывати а отвечать не к тебе
аз послан,
к кому аз послан с тем то и говорить а у сенеи или у
избы или у
кельи и ноги грязные отерти нос высмаръкати и да выкашлятся,
да
искусно молитва сотворити, а толко аминя не отдадут
ино и в
другое и в третие молитва сотворити поболши перваго,
а ответа не
отдадут ино легонко потолкатися и как впустят ино в
ту пору носа
не копать перстом ни кашлять ни сморкать вежливенко
стоять и на
сторону не смотрить до что наказано то исправит а о
ином ни о чем
не беседовать до борзее к себе поити до тот ответ государю
сказать о чем посылан а где лучится быти у кого в подворье
или в
кельи при государи или без государя никакои вещи ни
доброи ни
худои ни дорогои ни дешево не ворошити ни смотрети бес
прошения
ни с места на место не переложити, и с собою возмя ничево
не
вынести без благословения а ествы и пития також не покушати
чево
не ведено то святотатьство, и лакомъство кто на то дерзает
без
благословения и без веления тому ни в чем не верити
и заочи его
никуды не пошлют по Еуаггелию в мале бе верен надо многими
тя
поставлю а что куды послано покрыто, или повязано, или
запечатано
или заверчено того не дьвигнути и не посматривати ествы
или пития
что послано того не покушивати каково послано таково
и отнести,
толко туто осмотрити как дают цело ли и вполне ли посылают
чтобы
там неверки не было куды то нести.
36. Женам наказ о пьяньстве и о пьяном питии,
и слугам тако же и о потаи не держати ничево нигде
и слуг лжи и клеветы не слушати без исправы
как их наказывати грозою и жену тако же,
и как в гостех быти и дома себя устроивати во всем
А у жены бы отнюд никако же никоторыми делы питье не
было ни
вино ни мед ни пиво ни гостиньцы, питие бы было в погребе
да на
леднике пила бы безхмелную, брагу и квас и дома, и в
людех, аще
приидут отколе жены о здоровъи спросить, тем пития пьяного
не 110
давать, а свои женки, и девки не пили же бы в людех
и дома
допьяна, а жене втаи мужа своего не ести и не пити,
и похоронак
на еству и на питье, потаи мужа своего не держати, а
у подруг и у
племяни потаи мужа своего питья и ествы и зделки и поминков
всяких не просить и самои не давать а у себя чюжево
не держать
без мужня ведома, о всем советовати с мужем, а не с
холопом и не
с робою отнюд беречися от всякаго зла а раб своих и
рабынь
ложьными словесы не обговаривати мужу своему и насердки
не
держати а кто что избродит и то мужу сказати прямо бес
прибавки а
мужу и жене отнюд оговору не слушати никаково и не веровати
без
обыску, без прямого а жене к мужу безлепиц домашних
не доносити
чего сама не возможет управити а которое дурное дело
то мужу
сказати в правду а в чем которая женка или девка не
слушает и
слово и наказание неимет ее, или какову пакость учинит
о том о
всем с мужем переговорити каково кому наказание учинити,
а гостьи
коли лучатся и их почтивати питием как пригожа, а самои
пьяново
пития хмелново не пити а питие и еству и всякои обиход
приносит
один человек сверстнои кому приказано а мужеск пол туто
и рана и
поздно отнюд никако же никакими делы не был бы, кроме
того кому
приказано сверстному человеку что принести или о чем
спроситца
или о чем ему приказати, и всего на нем пытати и безчиния
и
невежества, а иному никому тута дела нет, а завтракати
мужу и
жене отнюдь не пригоже кроме немощи, ести и пити в подобно
время.
37. Как платья всякое жене носити и устроити
А платья и рубашки, и убрусы на себе носити бережно
по вся
дни не извалять не изсуслати не измяти и не излити на
рудне и на
мокре не класти все то снимаючи с себя класти бережно
и беречи
того накрепко и слуг учити всякому тому наук а самаму
государю и
государыни и детем и слугам в чем делать то платье ветшано
а
остряпавши дело ино переменить платно чисто вседневное
и сапог, а
в празник и в ведро и при людех или к церкви ити или
в гости ино
лучшее платье надети из утра бережно ходити, и от грязи,
и от
дожжа, и от снега беречися, и питьем не улити и ествою
и салам не
извалять, и не иссуслать на руде и на мокре не сести,
от празника
или от церкви или и из гостеи пришед лучшее платья с
себя снем
пересмотрить, и высушить и вымять и выпахать и вычистить
да
хорошенько укласти да упрятать, а и ветшаное и вседневное
всякое
платно, и верхнее и нижнее и белое и сапаги все измыто
всегда бы
было, а ветшаное исплачено и исшито, ино людем посмотрити
пригоже
и себе мило и прибылно, и сиротины дать ино спасенья,
платья
всякое и рубашка и убрусы и ширинки и всякои наряд и
складши и
свертев хорошенько положити где ни буди в сундук или
в коробью.
38. Как избная парядня устроити хорошо и чисто 111
Стол и блюда и ставцы и лошки и всякие суды и ковши
и
братены, воды согрев из утра перемыти и вытерьти и высушить,
а
после обеда такоже и вечере а ведра и ночвы и квашни
и корыта и
сита и решета и горшки и кукшины и корчаги також всегды
вымыти, и
выскресть и вытерть и высушить и положить в чистом месте,
где
будет пригоже быти всегда бы всякие суды и всякая порядня
вымыто
и чисто было бы а по лавке и по двору и по хоромам суды
не
волочилися бы а ставцы и блюда и братены и ковши и лошки
по лавке
не валялися бы, где устроено быти в чистом месте лежало
бы
опрокинуто ниц а в каком судне што ества или питие и
то бы
покрыто было чистоты ради и всякие суды с ествою или
с питием или
с водою, или квашня ростворить всегды бы покрыто было
а в ызбе и
повязано от тороканав и от всякия нечистоты изба и стены
и лавки
и скамъи и пол и окна и двери и в сенех и на крылцы
вымыть и
вытерть и выместь и выскресть всегда бы было чисто и
десницы и
нижнее крылце все бы то было измыто, и выскреблено и
вытерто и
сметено да перед нижним крыльцом сена положить грязные
ноги
отирать, ино лесница не угрязнится, и у сенеи перед
дверьми
рогошка или воилок ветшанои положить или потирало ноги
грязные
отирать чтобы мосту не грязнить в грязное погодье у
нижнего
крылца сено или солома переменити а у двереи рогозинка
или воилок
переменити или потирало чистое положить, а грязное прополоскать
и
высушить и опять туто же под ноги пригодится, ино то
у добрых
людеи у порядливои жены всегды дом чист и устроен все
по чину и
упрятано где что пригож и причищено и приметено всегды
в устрои
как в раи воити всего того и всякои порядни жена смотрила
и учила
слуг, и детеи добром и лихом не имет слово ино ударить,
и увидит
муж что не порядливо у жены и у слуг или не потому о
всем что в
сеи памяти писано ино бы умел свою жену наказывати всяким
разсужением и учити аще внимает и по тому все творити
и любити и
жаловати, аще жена по тому научению и наказанию не живет,
и так
того всего не творит и сама того не знает и слуг не
учит ино
достоит мужу жена своя наказывати, и ползовати страхом
наедине и
понаказав и пожаловати и примолвити, и любовию наказывати
и
разсужати а мужу на жену не гневатися, а жене на мужа
всегды жити
в любви и в чистосердии и слуги и дети, тако же посмотря
по вине
и по делу наказывати и раны возлогати да казнив пожалоти,
а
государыни за слуг печаловатися по разсужению ино служкам
надежно, а толко жены или сына или дщери слово или наказание
не
имет не слушает и не внимает, и не боитца и не творит
того как
муж или отец или мати учит ино плетью постегать по вине
смотря, а
побить не перед людьми наедине поучити да примолъвити
и
пожаловати а никако же не гневатися ни жене на мужа
ни мужу на
жену а по всяку вину по уху ни по виденью не бити, ни
под сердце
кулаком ни пинком ни посохом не колоть никаким железным
или
деревяным не бить хто с серца или с кручины так бьет
многи притчи
от того бывают слепота и глухота и руку и ногу вывихнуть
и перст
и главоболие и зубная болезнь а у беременных жен и детем
поврежение бывает во утробе а плетью с наказанием бережно
бити, и 112
разумно и болно и страшно и здорова а толко великая
вина и
кручинавата дело, и за великое, и за страшное ослушание,
и
небрежение, ино соимя рубашка плеткою вежливенко побить
за руки
держа по вине смотря на поучив примолвити а гнев бы
не был а люди
бы того не ведали и не слыхали, жалоба бы о том не была,
а по
людцкои ccopе или по оговору без обыску без прямого
брань и побои
и гнев никако же бы не было каково было наношение или
речи
недобрые, или своя примета того наедине пытати добром
истине
покается безо всякаго лукавства милостивно наказать
да и
пожаловати по вине смотря, а толко не виновато дело
ино
оговорщиком не попущати ино бы вперед вражда не была,
а толко по
вине и по обыску по прямому а не каетца о грехе своем
и о вине то
уже наказание жестоко надобет штобы был виноватои в
вине, а
правои в правде, поклонны главы мечь не сечет а покорно
слово
кость ломит.
39. Аще муж сам не учит, ино суд от Бога приимет аще
сам творит
и жену и домочатцов учит, милость от Бога приимет
Аще муж сам того не творит что в сеи памяти писано и
жены не
учит и дом свои не по Бозе строит и о своеи души не
радит и людеи
своих по сему писанию не учит и он сам погублен в сем
веце и в
будущем и дом свои погубит, аще ли добрыи муж о своем
спасении
радит и жену наказует тако же и домочадцов своих всякому
страху
Божию учит и законному християньскому жительству яко
же есть
писано и он вкупе со всеми в благоденьстве по Бозе жизнь
свою
препроводит и милость Божию получит.
40. Самому государю или кому прикажет годовои запас,
и всякои товар купити
Приказному человеку дворецкому или ключнику или купчине
на
ком вера положена или самому государю всегда в торгу
смотрити
всяково запасу к домашнему обиходу или хлебнаго всякаго
жита и
всякаго обилия хмелю и масла и мясново и рыбново и свежево,
и
просолу, или товары какие привозные или лесовои запас,
и всяко
товар, со всех земель идет коли чему навоз или коли
чево много у
приезжих людеи и у християн в те поры и закупить на
весь год ино
у рубля четверти не дадаст а у десети рублев по тому
ж а у
закупщика дороже купити двои денги дати, да не любое
купишь коли
чево нет а надобеть, а которои товар, или запас не портитца
вдаль
а коли дешево ино и с лишком купить свою нужу исполнить
на свои
обиход а лишнее в пору продаст коли дорого иногды свои
обиход
прибылью пролезет так то ведетца в добрых людех и у
доброго
государя домовитаго и благоразсуднаго своим дозором
и добрым
науком, а купить у кого что нибудь много или мало у
приезжево ли 113
гостя или у крестьянина или у здешнево человека, тopгyи
полюбовна
а денги плати въручь, а над тем по человеку смотря и
по купле и
почестку учинишь хлебом да солью и питьем в том убытка
нет дружба
да впередь познать всегды мимо тебя товару доброго не
продаст и
лишьнево не возмет, и худово не даст, а за добрую послугу
или
торговлю самому государю такова гостя или торгового
человека или
приезжего пригоже почтити напоити накормити добрым словом
привечать и ласковым приветом и в такои доброи дружбе
во всем
прибыток живет великои, а посмотря по торговле и по
человеку что
чево достоин подаришь его чем то у тебя сугубо будет,
а кто тем
путем живет первое от Бога греха нет а от людеи остуды
a от
гостеи похвала во всех землях а в дому все благословеное,
а не с
клятвою, и носити и пити и ести и милостыня довати ис
того ино
Богу приятно а души на пользу.
41. Себе на обиход купити всякои товар заморскои,
и из далных земель
А бобр у гостя целои купишь или два или три или колько
хочешь, да и зделать даш дома на все пригодится и у
рубля полтина
збудется а тафты косяк или сукна постав или розных поставцов
или
шелку цветного литра или болши золота, и серебра по
тому же, или
белки, или всякого запасу коли чему навоз по своему
обиходу
смотря и по промысълу и по рукоделью и по своеи семьи
и по
мастерицам и по рукоделником и по своему прожитку, так
и
покупать, и запасать, коли чево много, и дешево, ино
и споро, и
прибылно, да толко лучитца мастерок свои портнои и сапожьнои,
и
плотник, ино во всяком запасе и в остатках и в обресках
прибыль
будет или к новому портищу остатки пригодятца, или ветчаново
починить а ты тово не прикупаешь, а лес и дрова и бочьки
и
мерники, и скалы, и дубник, и лубья и липняг, и доски
и драницы и
желобы коли тому навоз в зиме на возех, а лете на плотех,
и в
лодьях на год запасеш у всего не додашь а у рубля четьверть
збудется, а у прасола коли занадобитца не любое купиш,
а денег
слишком даш, а всякои товар запас коли ему навоз всякому
товару,
а дешево хоти не надобе а в ту пору купи, и свою нужу
исполъниш,
а чево запасено слишьком на том денги будут с прибылью.
42. О том же коли что купить у кого сел нет
и всякои домашнеи обиход, и лете и зиме, и как запасати
в год
и дома животина водити всякая, и ества и питие держати
всегды
Годовои обиход, домовитому человеку мужу и жене, и у
ково
поместья, и пашни сел и вочины нет, ино купити годовои
запас хлеб
и всякое жита, зиме на возех а полтевое мяса тако же,
и рыбу
всякую, и свежую и длинную осетрину на провес, и бочесную
в год, 114
и семжину, и икру сиговую и черную, и которая рыба в
лето ставити
и капуста, и те суды зиме в лед засекати, и питье запасное
глубоко, и покрыв лубом засыпать, и коли надобе лете
и тогды
свеже и готово, а в лете мясо ести покупати домовитому
человеку,
купити боранца а дома облупити а овчинки, а боранеи
потрох
прибыль в столе, потешенье у порядливои жены, или у
доброго
повара, много промыслу, из рудины ушное нарядить почки
начинить
лапатки изжарить, ношки яички начинить, печень иссекши
с луком
перепонкою обертев изжарить на сковороде легкое молочком
с мукою
сь яички приболтав нальет, а кишечьки яички нальет,
боранью
голову можжок с потрошком уху нарядит, а рубец кашкою
начинит,
почечные части сварит или начинив ижжарит, и так делати
ино из
одново борана много прохладу, а студень на леду держати
хорошо
что останетца в лете мяса покупать на обиход под росход
в пятницу
в понеделник в среду на всю неделю купить не додаст
у гривны
алтына, просолено на леду в два или в три дни, или неделею
не
испортится а с Семеня дни купи яловицу или колко надобет
не вдруг
изгодою, коли подешевле и ты тогды больши купиш, мясо
соли в год
и на провес а потрохом семья сыта во всю осень а на
коже да на
сале половину возмешь денег, а про себя сало перетопишь,
на год с
вологою, потрохи голова губы скороньи и мозг, кишки,
осердье,
ноги, печень, почьки, жонки переделают да кашею сальною
ошвариною
начинят, а каша бы овсяная, или гречневая, и ячная и
иною какою
хочеш, а не переядят потрохов осенью, ино в Рожественои
мясоед
пригодитца, а рубцы и губы и уши и ноги коровьи на студень
во
весь год пригодитца коли не делаи квашенину всегды прохлад,
а
свиньи доморощеные в осень бити по тому же полти в год
осолити а
голова и сало, и ноги, и жолудь, и кишки, и потрох,
и спина в
осень и в зиму пригодитца, у промышьленово мужа, и у
промышьленои
жены у доброи порядни во всем спорыня, а всегды прохлад
и себе и
семье и гостем а не убыточно по што в торг и ты в клеть,
а гуси и
утки и куры кто дома водит, и толко у воды ино скормит
лете
ничем, а на год з запасом з даровым, да кто про себя
коровы
держит, доиные, лете корм на поле а дома всякого корму
много у
добрые порядни, и лете, и зиме, гуща пивная и бражная,
и
киселная, и квасная, и кислых штеи и отрубеи овсяных
и высевки
оръжаные и пшенишные и ячные, и заспу делаючи и толокно
и в осень
капусту солят и свеклу ставят и репу и морков запасают,
и у всего
того хряпье и листье и коренье и обресков, и крох и
в скатерти и
в столе и в веке в хлебном и по полицам, и по чюланом
и по
залавкам крохи и остатки и обьеди, и домовитая добрая
государыня,
или ключник доброи, все то обирает и по судом ставит,
и тем
животину лошеди страдные, и коровы и гуси и утки и свины,
и куры,
и собаки кормит, ceбе не убыток а приплоду и прохладу
много
всегды в столе прибыль, и себе и гостю, толко дома родитца
куры и
яица и забела и сыры, и всякое молоко ино по вся дни
празник и
прохлад а не в торгу куплено всякие пироги и всякие
каши и всякие
блины, и трубицы, и кисели, и всякие молока коли чево
похотелося,
а все дома готова, а сама жена все умеет зделать и слуг
научит
рядити от токих домочатцов богатеют мужи, а толко у
промышленого
человека у домовитого, и у доброи жены Бог пошлет приплоду
поболши, у сьвинеи или у гусеи, или у курав и у вуток
или у коров
молока и сметаны масла и сырав, и яиц сами всегда ядят
воложно да 115
и людеи кормят и милостыню дают от праведных трудов
а от
благословеных плодов, а излишнее упродадут ино на иную
потребу
пригодитца благословленая денешка и на милостыню Богу
приятно, а
у молода человека или у вдовы только запасу такого нет
чем живота
накормит, что в сеи главе писано, а коровка доиная есть
или в
деревни у молода человека не одна есть ино кормит сена
изрети да
мукою посыпати овсяною или иная какая мякининка лучится,
да
кипятком облить или елычем облить, да перед собою покормить
да и
издоит, а самои руки умыти чисто, и платно ветчаное
чисто же
надеть и воды теплои принести потиралце на плечи принесть
и вымя
и соски вымыть у коровы, и потиралцем чистым вытерть,
и в чистом
месте издоить и во всяком бережении, и на мякке держать
и корм
класть какои лучился, а лошадки, и кобылы по вся дни
таким ж
кормом християнину в ызбе перед собою покормить ино
будет
плодовито и служиво, и то им за овса место в телята
и ягнята
молоды и куры и гуси и свиньи и утки тако же перед собою
корми
какои корм которои животине пригодитца.
43. А толко мужь припасет в год всякого запасу и постного,
и тому, устрои
А толко у мужа в год все припасено, и ржи и пшеницы
и овса и
гречи, и толокна, и всякие запасы и ячмени солоду гороху
и
конопли, и в пост всякие ествы переменяяся по вся дни
делают сами
жена с слугами и семья сыта и прохладна, и гостя употчивают
без
убытка, а которои ествы будет похочет постнои и то делает
масло
конопляное и заспа все дома и мука и всякие пироги и
всякие блины
делает и соцни, и трубицы и всякие каши, и лапши гороховые,
и
цыженом горох, и зобонец, и кундумцы и варенои, и соковые
ествы
пироги з блинцы, и з грибы, и с рыжики, и з груздями
и с макам и
с кашею и с репою и с капустою, и с чим Бог послал,
или орешки в
соку, и короваицы, а у доброго человека и у порядливои
жены толко
пасено в пору, коли рыбу свежую купячи иную солит иную
вялит иную
подваривает иную сушит мелкую иную в муку толчет, в
пост во шти
подсыпает коли пригоже ино в постные дни про гость и
про себя
коли свежеи рыбе не быть ино преже в столе ретка хрен
капуста
росол ставленои, и иные земленые плоды што Бог послал,
и икры и
вялая рыба, и прутовая и подвариваная, и ухи пластовые
и щипаные
и подвариваные и всякие потрохи, и хохолковые и из немецких
селдеи, и из вандышев, и в росоле и в пирозех, и в каши,
и яглы и
всякои снет, и всяких еств постных у доброи порядни
много, а все
Бог послал дома, ничего в торгу не купиш, а брусничная
вода и
вишни в патоке, и малиновои морс и всяки сласти, и яблока,
и
груши в квасу, и в патоке и постелы, и левашники себе
и про
гость, и за немощь всегды есть толко в пору припасено,
а нужному
и болному и родителнице, и заежжему человеку даст ино
велия мзда
от Бога, а которои рыбы нет в запас, или запас придержалъся,
и
бочка самому не изоидет купити прибав товарыща или два
бочку
осетрины или белужины, или селдеи, или какои ни буди
рыбы, или
осетрины купить вместе, или икру всякую, у рубля пяти
алтын не 116
додаш, а не будет в запасе чево, а гостя для и про себя
что
понадобится купить и того в торгу не добудеш, а и добудеш
не в
пору и ты, втридорога а не милои кус.
44. О запаснои прибыли впередь
А у доброго человека и у доброи жены у порядливои, и
у
смышленых и у разумных и у благоразсудных, и у благобоязнивых
людеи и у годового у всякого запасу, и у рухляди и у
питья и у
ествы и у хлебново и у воложново и у мясново и у полтявого
и у
рыбного и у ветчины, и у солонины и у вялого, и у ветренего,
и у
просолу, и сухари и мука и толокно, и инои запас, и
мак и пшено и
горох и масло, и конопли и соль и солод и хмель и мыло
и зола и
всякои запас чему мочно вперед быти в бережении и не
згноено у
всякого бы году во всяком обиходе и в запасе сходилося
выном году
чево не родилося или дорого ино тем запасом как даром
проживет, а
нужного и болново и недостаточново ссудит, и подможет
кому как
пригоже, а коли чево изообилно запасено в дешевую пору,
ино в
дороговлю и продаст, ино сам ел и пил даром, а денги
опять дома
доброго человека и доброи жены николи ни в чем меженина
не имет,
а старои запас держать на много лет кои не портятся.
45. Огород и сад как водить
А у которого человека огородец есть, и кто пашет огород
сам
ли государь дозирает или государыня или кому приказано,
первое
городба перекрепити, чтобы в огород собаки ни свиньи,
ни куром ни
гусем ни уткам и всякои животине взоити не имут ни с
чюжево
двора, ни с своего, ино яблоням и всякому плоду пакости
нет, а с
суседы остуды толко от тобя твердо твоеи животине к
ним не уметь,
а их к тебе а двор бы был потому же везде бы крепко
горожен или
тынен, а ворота всегды приперты, а к ночи замкнуты а
собаки бы
сторожливы, а слуги бы стерегли же, а сам государь или
государыня
послушивают ночи, а огород всегды бы был замкнут да
кому
приказано тот бы его всегды берег и день и ночь и в
нем всегда
дозирал, да как гряды копати весне, и навоз класти а
навоз зиме
запасати, и к садилом на дыни варовые гряды готовить,
и всякие
семена водить у себя и посадив или посеев всякие семена,
и всякое
обилие в пору поливати, и укрывати, и от морозу всегды
беречи и
яблони подчищати и суша вытирати, и почки разсаживати
и пенки и
почки прививати, и гряды всякое обилие полоти, и капуста
от
черьвя и от блохи беречи и обирати, и оттрясывати, а
возле тына
около всего огорода борщу сееть где кропива ростет и
с весны его
варить про себя много, и тово в торгу не купить и нужному
даст
Бога ради, а толко у молода человека ино и продаст,
на иную
вологу, а как насадит капусты и свеклы и поспеет листье
капустное
варить и как учнет витися в клуб и толко часта, ино
изретка 117
секучи варити, а листья обламываючи животина кормить,
а в ту пору
и до осени борщ режучи сушить ино всегда пригодится
и в год и в
даль и капусту все лето варить и свеклу а в осень копусту
солити,
а свеколнои росол ставить а огурцы солить ж а летом
прохлажаетца
ест дыни стручье морковь огурцы и всякои овощ, а Бог
послал
поболши чево пригодилося ино и упродаст а сад развадити
про себя,
ино прививка от древа до древа по три сажени и болши
ино яблони
ростут велики обилью и всяким овощем не помешает ростет
а как
будет густо от ветья по деревием не растет ништо ино
борщу
насеяти ино всегды плод а падушок яблочных и што поспело,
огурцы
и дыни, и всякои овощь в пору бы обирати што про себя
сьесть, или
поблюсть или в год что поставить или что осолит, или
в квасы
ставить яблока и груши или в патоке и ягодныи, и вишневои
морс а
в дешевую пору и грибы сушить и грузди и рыжики солить,
и всякои
овощь в год ставити или чево упродати, что бы все было
убережено,
а семена бы всякие у собя водить ино велика прибыль
в торгу тово
не купишь, а будет слишкоъ, и ты и продаш.
46. Как человеку запасное питие держать про себя и
про гость,
и как устроити то при людех
А коли одинакои человек а не богатои и запасистои держит
про
гость пивцо в запасе переварки на марте сварив ячнои
и подсытив,
а обычное пивцо есть же, а медку разсытить к празнику
и вдаль
поблюдет в леду засечено медок и мартовское пивцо, аще
коли
празник или именины или свадба или родины или крестины
или по
родителех память или лучится гость изневесть любо приежеи
любо
званои или избраннои человек или игумен честнои и одново
часу из
однои бочки в пять оловеников меду нацыдят или по людем
смотря в
бочечки малые да запаснаго мушкатцу в мешечке, а гвозьдики
в
другом мешечке дерьжит, а в третьем мешечке, всяких
благовонных
зелеи в печи подварив в оловеники покласти, или в бочечки
в
горячее вино а вишневого морсу и малинового два оловяника
а в
ынои патоки готовои, ино в одночасье шесть медов про
гость да два
вина да вишневого морсу и в переварку в оловеничек поддаст
ино
дъва пива и кто з запасом живет, и у порядливои жены
ества
запасная же, ино всегды гостя не сором хотя пир нужново
чево
прикупит ано дал Бог всего дома много.
47. Тому же пивовареннои наказ
как пиво варить и кака мед сытити и вино курити
А в пивоварнюю поварню на пиво, и на брагу и на кислые
шти
солоду и муки и хмелю отдать то бы было все в письме
и смерено и
счете, а коли пиво затирают ячное или овсяное или оржаное
или
хмель парить и у квашенья и у сливаныя дозирати самому
все бы 118
было бережно и чисто и не раскрадено и не испрокужено,
и за
посмех не выпить а коли пиво варят, ино отварив пиво,
и силен
толко солод ино бочку и болши другово пива нарядят а
после
всякого пива водою на гущу поливают воды взогрев ведр
с тритцать
и с сорок на ячную гущу и пятьдесят и шестьдесят взогрев
взлити и
больши по вари смотря, и тот исъток приквасить добре
хорошо семъе
пити, а ис первого последу приквасив на кислые шти пригодится,
а
уксус ставити из доброго сусла, и в береженье и в тепле
держати,
и в чистоте приходити к нему а хмелины пивные копити
на винную в
перепуск, и брежно держати а на то ветшаные суды пригожаются,
толко бы было в запасе да и перекреплены, а мед сытити
самому а
как кишет хоромина та запечатати, самому толко назирати,
и хто бы
тут не ходил, а сливати самому же а на сливанье бы не
пили же, а
вино курити самому неотступно же быти или кто верен
прямо тому
приказати, и у перепуска по тому же да смечать по сколку
ис котла
араки первои и другои, и последу уточат, а у перепуску
по тому же
смечать колко ис котла укурит первого и середнего и
последу, и на
погреб и на ледник и в сушило и в житницы без собя никакова
не
пускати, везде самому отдавати, и отмерити и отвесити
сколко кому
чево даст то все записати.
48. У поваров и у хлебников и везде
всякои порядни ключнику дозират
А у поваров бы и у хлебников, и у всяких приспешников
была
бы вся порядня и котлы и сковороды и горьшки и медные
и железные
и таганы, и решотки и чюмичи, и корцы все бы было чисто,
и цело и
извары, все бы было в счете и в писме, а медяное и оловяное
в
весу а по вся дни у ключника то бы было пересмотрено,
чтобы было
все по числу, и перекреплено, и вымыто и в суши, и на
месте
лежало, замкнуто а бочки и всякие суды перемыты и перекреплены
и
лежало бы в суше и замкнуто.
49. Мужу з женою советовати, как ключнику приказати
о столовом обиходе о поварне и о хлебне
По вся дни и по вся вечеры, исправя си долг душевныи,
и во
утрии встати по звону и после пения мужу з женою советовати,
о
устроении домовном на ком что положено, и каму которое
дело
приказано ведати и тому наказати что коли устроити ести
и пити
про гость, или про себя или ключник по государеву приказу
прикажет что купити на обиход и купив что принесут то
смети, и
правды смотрити, а повару отдаст что варити, и хлебнику,
и на
приспехи на всякие, по тому же отдаст, а всегды бы то
было в
памяти что государю сказати, а в поварню, ества мясная
и рыбъная
и печь и варити отдавати в число колко государь велит,
и на колко
блюд да испечено и съварено но у повара взяти в число
же а на 119
стол всякая ества ставити по государеву наказу по гостем
смотря,
а хлебеннои приспех по тому же дати в число, и взяти
в число же,
и всякои ествы что у стола останетца, и цело и едено,
и ух и
приспеху всякого, а целую еству перебрати а початое
о себе, и
мясное и рыбное, и покласти, в суды, в чистые, и в твердые
и
покрыть и в леду засечь, а початая ества и всякие остатки
давати
на обиход, как по пригожу а целое блюсти про государя
и про
господарыню и про гость а питье в стол давати по приказу,
по
гостем смотря и без гостеи, а государыне брага или квас
а суды бы
всякие столовые и поваренные всегды после стола в горячеи
воде
перемыть и переполоскать и перетереть и высушить и все
собрав
счести и устроити з замком где что живет и у ково что
на руках, а
столовые суды оловяники и братины и ковши и судки столовые
всегды
беречи и уксусницы перешницы росолники солоницы лошки
блюды
ставцы, скатерти и фаты, всегды бы было чисто и готово
на стол, и
стол бы был чист и скамъи и лавки, и избы, и образы
на стене
уставлены а изба метена и устроена, а уксус и огуречнои
росол, и
лимоннои, и сливнои все бы было цежено в ситце, и огурцы
и лимоны
и сливы также бы очищено и перебрано и на столе бы было
чисто и
скусно а рыба прутовая и всякая вялая, и всякая студень,
посная,
или мясная, и икра и капуста, очищено, и по блюдом раскладено
до
стола изготовлено, а питье бы всякое чисто в ситце бы
цежено, а
ключники бы и повары, и хлебники и всякие стряпчие сами
бы к
столу при людех устроилися чистенко, а руки бы были
мыты чисто во
всяко стряпни а всякие суды и всякая порядня у ключника
и у всех
стряпчих все бы было мыто и чисто и бережно и у государыни
и у ее
слуг по тому же. А ества и питие на стол понести осмотря
чтобы то
судно было чисто в чем несешь и ества или питие чисто
же бес
пороха, и бес пригарины осмотря ставить, а поставя еству
или
питие да тут ни кашлять ни сморкать отшед на сторону
вычистить
нос, или выкашлятся ино не скаредно и вежливо.
50. Ключнику приказ как пир лучится А коли пир болшои
ино всюды самому дозирати и в поварне и в хлебне, а
за столом ества отдавати приставити добра человека а
у поставца у питья и у судов бережнои же доброи человек
надобе. А в стол питье подавати по государеву наказу
кому што велено а на сторону никому не давати без веления,
и как пир минет, и весь запас серебрянои и оловянои
и всякие суды ссмотрити и счесьти, и повареннои и хлебнои
и ества перебрати и питие созрити, початое дополнивати,
а в пир на дворе брежен же человек надобе, всего бы
смотрил и берег и домашние всякие порядни не окрали
бы чево, и гостя пьяново беречи, чтобы не истерял чево
и брань бы не была а как стол отоидет ино суды сметити
всякие, и перемыти велети, и всякая ества перебрати
мясная или рыбная и студень и ухи и устроити по преже
писанному, а коево дни пир тово вечера или порану самому
государю пересъмотрити все ли по здорову и сметити,
и перепытати у ключника подлинно колько чево съедено
и испито и кому что отдано, и кому что послано, и всякои
бы росход во всяком обиходе был в ведоме, и суды бы
всякие были в счете, и умел бы государю сказати про
все прямо куды што розошлося, и куда что 120 дано, и
сколко чево розошлося, и толко дал Бог все по здорову
и не исьтеряно и не испорчено и ништо, ино государю
ключника пригоже почтити, и иных служек по тому же,
и поваров и хлебников, которые бережно стряпали а не
пили, ино всех прохладит и накормит и напоит.
продолжение »»»