«Православное Обозрение» неоднократно обращалось к
теме появления на прилавках отечественных продовольственных
магазинов кошерных продуктов. Повторим, что основными
препятствиями для употребления оных в пищу православными
христианами являются два одинаково важных обстоятельства.
Во-первых, сертификат о кошерности предполагает использование
предприятием платных услуг специалистов по иудейской
ритуальной санитарии и таким образом уплату всеми покупателями
косвенного налога в пользу синагоги. Во-вторых, исполнение
хотя бы некоторых предписаний кошерного законодательства
связано с опосредованным соучастием в талмудических
ритуалах, вплоть до самых кощунственных и антихристианских.
Поводом для очередного обращения к этому вопросу послужила
статья «В Петербурге появились кошерные бизнесмены»,
напечатанная в газете «Деловой Петербург» (23/899, 2001).
Вот лишь несколько цитат из указанной статьи. «До сих
пор мало кто из петербуржцев доподлинно знает, что означает
слово «кошерный». Несмотря на это, в городе «без шума
и пыли», но очень активно развивается кошерный бизнес.
В авангарде кошерного движения находится ОАО «пивоваренный
завод «Балтика». Именно оно примерно год назад получило
сертификат кошерности на «Балтику» № 5, которое поставляется
в Израиль. «Если же предыдущие 8 лет к нам не обратилось
ни одной фирмы, желающей получить сертификат кошерности,
то теперь всего за год - не менее 20», - говорит Авроом
Аршинов, начальник отдела кашрута при главном раввине
Петербурга... «Многие исследователи, прежде всего американские,
доказывают, что кошерная пища полезна. Именно на базе
этого в мире выросла индустрия кашрута. Ныне большинство
крупных компаний имеют в своей структуре подразделения
кашрута. В США нет ни одного магазина, в котором бы
не продавались кошерные товары». Структура кошерной
индустрии во всех странах одинакова. Фирма, собирающаяся
выпускать «правильную» продукцию, отправляет ее на сертификацию
в кашрут-лабораторию. Если все в норме, то продукция
получает право иметь «экшер» - специальный значок, по
которому апологет кошерного образа жизни распознает
в магазине дозволенные для поедания товары. «Проверяющий
должен знать все. Мы шутим, что секрет «Кока-Кола» знают
только глава компании и раввин. Я даже знаю какой -
раввин Ланда. Хотя, конечно, Кока-Кола - это не самый
лучший образец кашрута...» Петербургские компании уже
изготавливают кошерные пиво, рыбу, мясо, хлеб, молоко
и др. ...К примеру, директор по коммерции фирмы «Нива
ГМЗ» в свое время решил, что бывшие россияне захотят
пить в Израиле русское молоко... «Раньше я занимался
производством и продажей специй. Теперь перешел на поставку
кошерных продуктов питания из Израиля. Примерно в десятке
петербургских универсамов у нас есть свои отделы. Пока
это сложное направление, так как любой кошерный продукт
дороже обычного...», - сказал генеральный директор фирмы
ООО «Прагма-Интер» Евгений Меркин. Далеко не все местные
фирмы, занимающиеся кошерным бизнесом, любят афишировать
свою деятельность. В нашем городе два хлебозавода выпускают
кошерный хлеб. Один из них поместил информацию об этом
на упаковке. Но в любой стране есть, как бы помягче
выразиться, агрессивные люди: на завод начали звонить,
обещая чуть ли не взорвать предприятие...».
Несколько комментариев к написанному. Хлебозавод, о
котором идет речь - ОАО «Хлеб», расположенный на Барочной
улице. Насчет телефонных угроз нам ничего неизвестно,
но ряд обращений на предприятие и в городскую администрацию
действительно был. Слава Богу, не перевелись еще в России
«агрессивные люди». Видимо, после их настойчивых протестов
хлебопеки перестали афишировать свою спайку с синагогой
и даже (информация для тех, кому не безразлично, что
он есть!) сменили свою торговую марку. Теперь ОАО «Хлеб»
торгует кошерной продукцией под маркой «Дарница». Для
тех же небезразличных - предупреждение о кошерности
продукции компании «Кока-Кола», которая также не помещает
на этикетках экшер. Обращают на себя внимание ложь о
«полезности» кошерной пищи и признание ее относительной
дороговизны (за счет процентов в пользу синагоги).
На что следует обратить самое пристальное внимание
в помещенной в «Деловом Петербурге» статье, так это
на упоминание о производстве кошерного мяса. А именно
по причине специфичности приготовления данного продукта,
в отличие от, скажем, рыбы или овощей, а также из-за
особо опасных духовных последствий опрометчивого употребления
его в пищу (через соучастие в ритуале).
(Газета «Православное обозрение»
№ 9 (47), 2001 г.)
* * *